Проповедь о. Димитрия Михайлюка в храме великомученика Георгия Победоносца в Куркино 08 марта 2020 года
Избранные цитаты
Славянское слово «неделя» означает, что мы не делаем каких-то житейских, суетных дел, но посвящаем этот день Богу, ближним, добру.
Наша вера, то, что делает нас людьми, возвышает нас над животными, торжествует, потому что побеждает искажения, ложь, ереси.
В иконах запечатлена суть Евангелия, христианского благовестия.
Мы знаем мученический конец этой жизни и сюда Его привела любовь к нам с вами.
Сегодня мы торжествуем право молиться Ему так, как Он заповедал нам это делать, почитать Его так, как почитали древние христиане за тысячу лет от нас отстоящие, но чью веру без искажений и изменений мы до сих пор сохранили.
Догмат иконопочитания – это, прежде всего, догмат о возможности изображения Творца вселенной Иисуса Христа.
Икона для нас не является идолом, мы не поклоняемся ей самой по себе.
Не икона нас спасает, но Спаситель, на ней изображенный.
Мы не знаем, кто такой Иеффай, Варак. Это были величайшие люди нашей истории, о которых мы просто не знаем.
По незнанию нет торжества в нашем сердце.
Сначала ты сидишь и думаешь какая же это глупость, но после третей серии это ощущение проходит. Ты привыкаешь, деградируешь, опускаешься на тот уровень, который демонстрируется с телеэкрана.
Только мы с вами еще и граждане Отечества Небесного. Изучать жизнь великих людей этого Отечества не только полезно, но и очень интересно, занимательно.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!
Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником Торжества православия. Мы вспоминаем это событие на первой седмице, неделе Великого поста. Неделя, то есть воскресенье. Славянское слово «неделя» означает, что мы не делаем каких-то житейских, суетных дел, но посвящаем этот день Богу, ближним, добру. В этот день мы стараемся вырваться из колеса суеты, чтобы вернуться к Богу и обратиться взглядом к небу, вспомнить, что мы не животные, которые движимы инстинктами и находятся в несвободе. От еды к сну, от сна к размножению и обратно к еде – такой круг жизни получается. Человек есть нечто большее, что роднит нас с Богом, приближает нас друг к другу – не разделяет, но поистине сближает. Наша природная часть полна таких же природных инстинктов и мало чем отличает нас от зверей, но жить хотим не как эти самые звери. Мы видим в себе нечто высшее, большее, то что возвышает нас над всем сотворенным миром. Господь говорил об этом так: душа человека больше всего мира. Одна единственная душа большей всей вселенной. Какая польза, говорит Господь, человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит. Никакой.
Сегодня мы торжествуем. Наша вера, то, что делает нас людьми, возвышает нас над животными, торжествует, потому что побеждает искажения, ложь, ереси. Эти вещи вводят нас в заблуждение, погружают в ложь, они как неверные знаки на дороге. Эти ложные знаки и суеверия отметаются сегодня Торжеством православия. Исторически мы помним, что это был Седьмой вселенский собор, после которого вновь вернулось иконоборчество, а за ним победа и возвращение почитания икон. Казалось бы, что такое икона. Неужели этот эстетический момент, возвращение к нему празднуется как торжество? В иконах запечатлена суть Евангелия, христианского благовестия. Она состоит в том, что Бог воплотился, в том, что Бессмертный, Неизменный, трансцендентный, как говорят философы, не скованный законами нашего мира, но создавший его Бог вдруг становится человеком. Он, безгрешный становится под властью смерти, которая пришла к нам вслед за грехом. Он вдруг принимает на Себя природу сотворенного Им человека, бесконечно далеко отстоящего от Него. Он умаливает, смиряет Себя и в этом удивительном смирении любви или любви смиренной, Он становится человеком, не переставая быть Богом, и проживает нашу с вами жизнь, чтобы своим Божеством освятить, преобразить, пройти все этапы человеческой жизни. Мы знаем мученический конец этой жизни и сюда Его привела любовь к нам с вами.
Сегодня мы торжествуем право молиться Ему так, как Он заповедал нам это делать, почитать Его так, как почитали древние христиане за тысячу лет от нас отстоящие, но чью веру без искажений и изменений мы до сих пор сохранили. Сегодня мы торжествуем возможность писать и изображать на наших иконах Самого Бога, Творца вселенной, Невидимого и Непостижимого, Безграничного, Бестелесного – у Господа нет тела, ограниченного в физическом мире. Как можем мы Его нарисовать? Бога никто же и нигде не видел, говорит апостол Иоанн. Как Его написать? Апостол Иоанн тут же добавляет: Сын Единородный, Сущий в недре Отчем, явил нам Бога.
Вы помните, что когда апостолы говорили со Христом, Филипп просил показать им Отца и нам будет довольно. Иисус отвечал: столько времени ты со Мною и до сих пор ты не узнал Меня, видевший Меня, видел и Отца. Основываясь на этих и других словах Самого Бога, мы изображаем Бога, изображая Иисуса Христа.
Догмат иконопочитания – это, прежде всего, догмат о возможности изображения Творца вселенной Иисуса Христа. По образу и подобию этих икон мы изображаем и святых и Божию Матерь. Икона для нас не является идолом, мы не поклоняемся ей самой по себе. Не икона нас спасает, не к иконе обращаем мы свои молитвы, но через икону, как через окно в духовный мир, обращаемся мы к тому, кто на ней изображен: Богу, Божией Матери, святым, ангелам. Это окно, которое освящается благодатью Божией, действующей через него на нас, но, тем не менее, являющееся доской с изображением, которое мы чтим, но которому мы не служим. Это очень важно различать. Не икона нас спасает, но Спаситель, на ней изображенный.
Сегодня мы торжествуем, празднуем, радуемся, а если нет, то лишь по недомыслию, малой образованности. Сегодня в апостольском послании мы слышали, как апостол Павел пишет, что много имею вам сказать о Самсоне, Вараке, Самуиле, Иеффае, но об этом нет нужды сейчас говорить. Он сказал именно так, потому что нет смысла повторять, что дважды два равно четыре, не стоит говорить людям то, что они и так знают. Для нас все иначе. Мы не знаем, кто такой Иеффай, Варак. Некоторые могут немного знать Самсона по обрывочным данным о волосах, Далиле и филистимлянах. Это были величайшие люди нашей истории, о которых мы просто не знаем. По незнанию нет торжества в нашем сердце.
Постараемся изучить историю, узнать об этих великих людях. Сейчас многие из нас включают телевизор и смотрят какие-нибудь сериалы, достаточно тупые. Я пытался как-то через силу смотреть нечто подобное. Сначала ты сидишь и думаешь какая же это глупость, но после третей серии это ощущение проходит. Ты привыкаешь, деградируешь, опускаешься на тот уровень, который демонстрируется с телеэкрана. Мы с вами Богом призваны не к деградации, но к росту и поэтому нужно изучать жизнь других людей, но не тех, которые обижают друг друга, завидуют, подсиживают, ругают. Что мы этого в жизни не видим? Зачем еще для этого в телевизор смотреть? Или мы сами этого не делаем? Но тогда зачем наблюдать за чужими людьми?
Давайте посмотрим на выдающихся людей, столпов веры. У нас есть герои отечества, их жизнь и подвиг для нас являются показательными примерами, как для граждан. Только мы с вами еще и граждане Отечества Небесного. Изучать жизнь великих людей этого Отечества не только полезно, но и очень интересно, занимательно. Это поможет нам жить в мире!
Для того, чтобы мы знали нужное и полезное с сегодняшнего дня при нашем храме начинает работу воскресная школа для детей от 8 до 17 лет. В ней будет несколько групп, сформированных по возрасту. В школе мы узнаем, кто такой Варак и Иеффай, что такое принести в жертву свою дочь, кто такой Гедеон и что такое руно, как Бог спасал и наказывал, вел и воспитывал Свой народ через тысячелетия. Мы прикоснемся к этим сокровищам знания, извлечь полезное для себя. Об этой удивительной глубине православной веры мы сегодня с вами торжествуем. Мы не только право верим, но право славим Бога, обращаясь к Нему не только словами, я надеюсь, но умом и сердцем и делами будем Его славить.
Спаси вас Христос! Благословение Божие да будет с вами!
Сейчас мы послужим краткий, но торжественный, глубокий и осмысленный чин Торжества православия, благодарственный молебен Богу за ту удивительную веру, которую Он нам дал и сподобил сохранить, несмотря ни на что сквозь тысячелетия нашей истории. Спаси вас Господь!