Проповедь о. Дмитрия Михайлюка от 5 марта 2023 г.
Поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с первым воскресным днём Великого поста, неделей Торжества Православия.
В этот день более тысячи лет назад была побеждена иконоборческая ересь. Когда и власти, и многие люди уничтожали святые иконы, считали их идолами. И вот когда наконец-то правда восторжествовала, когда православие утвердилось, святые отцы постановили: в первую неделю Великого поста праздновать Торжество Православия, как победу над этой, и над всеми другими ересями. Ожидая и надеясь, что больше уже никаких сект, ересей, расколов и прочих треволнений святую Церковь не постигнет.
К сожалению, они ошибались. К счастью, православие сохранилось. И мы его приняли, мы его содержим. Пусть мы не древние иудеи, которым Христос проповедовал, пусть мы не древние греки, которые восприняли учение от святых апостолов и их учеников, пусть мы, можно сказать, варвары для тех людей, две тысячи лет назад и полторы тысячи лет назад исповедовавших христианство. Но мы его восприняли и более тысячи лет, как сохранили.
Уже исчез христианский Рим, захваченный варварами. Сейчас он, слава Богу, отвоеван, католический, хотя и христианский, но католический.
Уже нет Константинополя – града Божьей Матери. Его называли «Это город Божьей Матери! Она в нём царствует. Она его защищает! Она всех благословляет»! — нет его уже, Стамбул на его месте, мусульмане там живут, а не православные, православных очень мало.
Уже многие цивилизации, многие страны, принявшие христианство, его не сохранили, от него отступили. Зачастую, даже священнослужители разных христианских церквей открыто проповедуют настолько безнравственные вещи, за которые в древности Господь города испепелял, как Содом и Гоморру. А сейчас многие страны и многие христиане, и некоторые даже священнослужители говорят, что это - нормально. Искажая, извращая, фактически уничтожая веру Христову.
Мы с вами её наследники и мы с вами далеко не всегда это ценим.
Мы, молясь Богу, о чем просим? Сегодня слышали мы в Евангелии, как Филипп пришел к Господу Иисусу Христу, Господь его призвал, а он пошёл и позвал Нафанаила, и говорит: вот иди, там Тот Самый Миссия, Иисус Христос из Назарета. Нафанаил говорит: «из Назарета может ли быть что хорошее»? Как бы отвергает это. Филипп говорит: «приди и виждь» - пойди посмотри. И когда Нафанаил уверяется Христом в своем истинном мессианстве, и говорит: «Ты еси, действительно Сын Божий и Царь Израилев!», Господь Иисус Христос говорит удивительные слова: «Ныне небо отверсто, и Ангелы Божии будут сходить и восходить от земли на небо и с неба на землю».
Вся человеческая история до Христа – это история Бога оставленности, когда Бог очень далеко. И чтобы добраться до Него, и о чем-то попросить Его, умилостивить Его – нужно не просто много трудиться, но кровавые жертвы приносить. И мы знаем языческие кровавые жертвы, мы знаем древние иудейские кровавые жертвы, Библия повелевала, чтобы таковые приносились. Они закончились в христианстве, и они запрещены в христианстве, недопустимы. Потому что последняя Кровавая Жертва была принесена самим Господом Иисусом Христом. И Его Тело и Кровь теперь в течение двух тысячелетий мы приносим вместо образца того, что древние люди и Он Сам принёс. Мы приносим хлеб и вино, а они превращаются в Тело и Кровь Христовы. И это та самая Бескровная Жертва, которая восполняет и уничтожает и освещает все эти жертвы, которые были до Христа.
Но вот Господь говорит: «Ныне небо отверсто»!
Господь близок! И вы можете попросить всё, чего пожелаете!
Просим ли мы истинной ценности? Бывают люди, которые живут без жилья, у них нет жилья, у них мало одежды, им нечего есть, они ходят где-нибудь на вокзалах и просят копеечку. Иногда их жалко и хочется помочь. Но нужна ли им эта помощь? Даже если какой-то разумный человек сможет озолотить такого бомжа – он не будет этого делать, потому что и тому этого не нужно, он не желает менять, ему нужно немножко, ему нужно чуть-чуть, ему нужно выпить и закусить. Вот на это дай, а больше не надо. Не нужна такая помощь, которая заставит изменить жизнь, образ мысли, образ жизни. Не нужна такая помощь, которая поможет преобразиться изнутри. Потому что в целом – все устраивает. И мы понимаем, что реабилитировать такого бомжа очень тяжело, потому что ему это не нужно. Вот, условно, один из десяти после огромных усилий может социализироваться как-то, а остальным – это просто не нужно.
Вот мы с вами получаемся такие же бомжи: мы просим у Бога того, что сделало бы нашу жизнь сейчас комфортнее. Но поменять её, преобразить её через покаяние, через святость, через молитву – мы не желаем. Мы молимся: «Господи, введи нас в Царство Твоё, дай нам Царство Небесного, но попозже, попозже – через 10, 20, 150 лет, чем позже, тем лучше. Чем дольше мы проживём – тем лучше». Мы откладываем это. Мы не желаем внутреннего преображения. Мы в принципе ощущаем, что нам нормально. Вот чуть-чуть не хватает Господи, дай нам: там дай успеха, там дай памяти, там дай разума для учёбы, там дай успехов в делах, там дай отношения ближних, там дай зарплату повыше, там дай благосклонного начальника, там ещё чего-то…. И будет вообще хорошо, здесь, в грешном мире, без Царства Небесного.
Вот пост нам дан в то время , когда мы должны перевернуть с ног наголову все в свои представления о мире, жизни, духовности и ценностях. Уйти с житейских на божественные, уйти с мирских на небесные, уйти с земных на божественные.
Когда мы будем действительно стремиться ко Христу, самому ценному сокровищу, Его искать, взыскивать, стремиться, то тогда мы ощутимо почувствуем насколько мы счастливые люди, потому что сохранили православие. Как помните, Суворов говорил: «Я русский – какой восторг»! Не потому, что кровь как-то отличается от крови того, кто не русский, а потому что вера православная, христианская до нас дошла. Потому что нам открыто то, что другие не знают. Мы знаем настолько великие, откровенные тайны, которые не доступны были большинству человечества. И как же мы должны ценить эти возможности, которые Бог нам дал! Как мы должны ценить удивительную любовь к нам Богу, что Он из всех нас возвысил на ступень знания, а не просто слепой веры. А как это важно! Человек всё-таки не животное, которое окружено теплом и заботой, сытостью и комфортом, и ему в принципе больше ничего и не нужно.
Человек всегда ищет. Но те, кто ищет, те, кто стремятся, те, кто преодолевают что-то – они зачастую служат посмешищем для остальных. Какой-нибудь учёный стремится познать тайны атома или какие-то химические соединения новые делает или в глубину земли погружается. А простой человек говорит: «Он сумасшедший! Зачем это нужно»?
Он, может быть, теряет что-то в жизни, отказывается от многого, но служит какой-то своей мечте познания истины, хотя это и ограничено материальным миром.
А для простого, житейского, жена ему может сказать: «Чего ты там работаешь? Иди не туда, где ты познаешь мироздание, как учёный, а иди туда, где тебе зарплату побольше заплатят»!
Но мы все живём, потому что такие есть, и такие науку двигают, и их трудами, плодами мы пользуемся, но их самих высмеиваем, как неких таких блаженных и сумасшедших, непрактичных идеалистов.
Вот христиане должны быть непрактичными идеалистами, потому что искать должны Христа! А все, что нам нужно практически в жизни, Он нам пошлет! Через Своих ангелов. Этими ангелами могут быть окружающие люди.
Он пошлёт нам через нашу мудрость, нашу успешность, через какие-то обстоятельства нашей жизни. Никто из нас не будет брошен, если свою жизнь мы предадим в руки Христовы, и если Его будем искать!
Время поста – это короткое время всего года, когда мы можем, действительно, изо всех сил искать главного в своей жизни – Господа Иисуса Христа! Его любви, Его святости, Его благодати, Его силы и энергии, Его одобрения, Его Царствия.
В Него стремиться, к Нему спешить. А всё остальное – Господь приложит нам нужное для жизни. Это не значит, что мы будем сидеть, ничего не делать, и ожидать пока нам кто-то: озон, ВкусВилл, и кто-то – всё привезёт, даже не звоня туда.
Но трудясь по силам, будем получать гораздо больше успеха, если Бог нас благословит. Чем если бы мы все силы, все мысли, как трудоголик: ему ни выходных, ни проходных, ни службы, ни молитвы, ни добрые дела – ничего не нужно, ему надо вкалывать, вкалывать, вкалывать, скорей, скорей.
Это тоже самое, что лентяй, который никогда не работает. Человек, который только работает – должен остановиться и помолиться, и вспомнить о небе. А человек, который не работает – должен встать, не лениться и трудиться. И тогда Божие благословение будет с нами.
А для нас с вами сегодня Господь сказал: «Небо отверсто»! И Ангелы Божии, Силы небесные – сходят оттуда к нам. А мы, если желаем, восходим туда своей молитвой, своими добрыми делами.
Про это не забудем, этого будем искать!
Благословение Божие да будет с вами.
Спаси Христос!