Исцеление согбенной женщины
Дорогие братья и сестры!
Сегодня мы слышали, как Господь исцелил женщину согбенную, согнутую, 18 лет проведшую в таком своём недуге. Её вот так скрючило.
Редко, бывает, встречаются такие люди, которые не могут разогнуться, то ли спазм мышц, то ли ещё что-то произошло. Что такое 18 лет? Да полжизни, фактически, если её в юности вот так согнуло, она ни замуж не могла нормально выйти, ни детей родить, и всю молодость, активную часть жизни, она вот так провела, в таком состоянии, никто не мог её исцелить. И Господь её исцеляет, и она распрямляется тут же, при всех, и здоровье к ней возвращается. Она славит Бога, она благодарит Господа.
А начальник синагоги, где все это произошло, начинает ругаться, возмущаться, злиться. И говорит, что: «Вы разве не знаете заповедей Божиих? Шесть дней есть у вас, чтобы делать что-то, вот в эти дни и приходите исцеляться. А суббота - нельзя ничего делать, это праздник Божий».
Господь ему тогда достаточно жёстко отвечает, говорит, что: «Вы в субботу вола или осла своего не отвязываете и не ведёте поить? А эту рабу Божию, которую сатана связал 18 лет уже как, разве не надлежало её так же освободить, развязать от этих уз в субботу?».
И удивительно, так в конце написано: «И все противившиеся Ему стыдились». То есть скрежетали зубами, но молчали, не могли ничего сказать и стыдились. Не каялись, не исправлялись, не переубеждались, а стыдились, им было совестно, но они с этим стыдом, не потому что они что-то не так сделали, а стыдом от того, что они опозорены. Стыд не покаяния, а стыд от тщеславия. Вот с таким стыдом они отходили до следующей попытки каким-то образом восстать на святыню, а все люди, весь народ - наоборот радовался словам благодати.
Для нас это некая лакмусовая бумажка состояния нашего сердца, и состояния, в том числе, нашего общества. Но нам важнее сердце, потому что если мы слышим о какой-то святыне, и о каком-то добре, о какой-то добродетели, чем отзывается наше сердце? Иногда пренебрежением, чаще всего - раздражением, неким недовольством: «Не надо мне сейчас об этом! Как-то не надо - это мимо!». Доходит иногда до активного противостояния - с Церковью, с Богом, со святынями. Говорят: «У нас есть право, например, на вид из окна без крестов, чтобы крест, даже к нам в глаза не попадался, чтобы совесть наша не укоряла за ту свинскую жизнь, которую мы ведём», - вот так, как бы подразумевая «и менять не хотим. А на крест смотрю - вспоминаю распятого за мои грехи Бога, и меня совесть мучает. Я не хочу мучиться сейчас. Я готова после смерти или готов пойти в ад, там страдать. Будет он ад или не будет – ещё неизвестно, а сейчас совесть меня мучает. Не хочу знать ничего о святыне» - говорит сейчас человек.
И поэтому часто умные, образованные люди, интеллигентные и с высшими образованиями, и очень даже умные и адекватные во всех вопросах, как только речь заходит о Церкви, о Боге, о заповедях Божиих, о святынях - превращаются в полных неадекватов, которые теряют способность мыслить логически, теряют возможности разумно подходить к вопросу и достойно, не теряя лица, общаться. Вот это: «Нет и всё!».
Для нас с вами это очень такой показательный момент. Когда мы читаем Евангелие, сердце наше на всё ли отзывается согласием и радостью? Как народ, написано: «Радовался о всех словесах Господних». А мы будем радоваться? Или наше сердце будет возражать: «А что это здесь так написано? А я не согласный, мне вот здесь не нравится и здесь не нравится…». Как Лев Толстой - умнейший человек был, талантливейший, гений своего времени, да и всех времён, можно сказать, но он открыл Евангелие, и оно ему не понравилось. И вот все места, которые ему не понравились, он из него вычеркнул, оставил то, что ему понравилось, и назвал: «евангелие от Льва Толстого». По какому принципу он делил? По историческому? Рукописи искал? Какие-то подлоги восстанавливал? Нет! Только один принцип: что ему лично нравится, а что лично не нравится. Все упоминания о святости, все упоминания о Божестве Господа Иисуса Христа и о чудесах - всё вычеркнул, потому что его душа не терпела этого.
Мы с вами здесь в храме для того, чтобы очистить наше сердце, чтобы читая Евангелие, наше сердце радовалось; чтобы в будущем веке после смерти, которая постигнет каждого из нас, мы об этом знаем, хотим забыть, отодвигаем на потом. Но даже если через 100 лет мы проживём век наш, но мы придём к Богу и увидим святых людей, которые жизнь провели в святости, подвиге, в самоотвержении. Мы увидим Ангелов Божиих, мы увидим Христа и Божию Матерь, и что наше сердце скажет? Злоба, гнев, раздражение и стыд постигнет нас? Или радость? И это будет тот самый ответ: куда мы пойдём. Не столько Господь нас будет определять, куда мы пойдём: овцы сюда, козлище сюда, «вот ты козлище - тебе сюда». Наше сердце нас обличит, и не сможет войти в святость Царства Небесного, если мы здесь, сейчас, не положим целью своей жизни, хотя бы небольшой подвиг, хотя бы некое служение добру, хотя бы скромное, исполнения заповедей Божиих, стремление жить по любви и милосердию.
Спаси вас Христос.
Благословение Божие, да будет с вами. Всех с праздником!
Проповедь о. Дмитрия Михайлюка от 11 декабря 2022 г.