О верности Христу
Дорогие братья и сестры, сегодня мы в Евангелии слышали притчу о званых и не явившихся на пир, когда некий господин зовёт всех на пир и все соглашаются.
Древнее время не баловало людей телефонами, телеграфами, поэтому звали заранее, примерно назначая «вот тогда-то», и когда всё было готово, вызывали уже непосредственно. И вот господин, приготовив пир, зовёт званых и согласившихся, посылает к ним гонцов, и они все, как сговорившись, начинают отказываться. Причём какие-то причины придумывают совершенно не уважительные, какие-то смешные. Один говорит: «Я вот волов купил, надо мне их испытать, не сегодня, не вчера, не завтра, а вот именно сейчас, когда я обещал прийти. Я не могу исполнить свое обещание, я вот поеду волов - как сейчас крутой джип - испытывать».
Другой говорит: «А я землю купил - надо пойти посмотреть, что там за земля», вот именно сейчас надо, не попозже, не пораньше. Кто-то говорит: «Я вообще женился, мне не до брака, не до пира», но свадьба - это же тоже не вдруг - это то, к чему готовятся долго. И если ты планировал на это время свадьбу, то тогда не соглашался бы заранее, а тебя посчитали, на тебя рассчитывали. И господин тогда, прогневавшись, посылает слуг вообще всех звать, всех, кого они могут только найти. Они находят, и полный зал возлежащих находится. И тогда Господь говорит: «Много званых, мало избранных».
О чём эта притча? Что Господь имел в виду?
Во-первых, когда Он это сказал? Помните такое выражение, что: «последние станут первыми»? Вот Он сидит на трапезе и видит, как многие пытаются друг друга подвинуть: «нет, я повыше сяду! Нет, я повыше…». И Он говорит, что: «последние станут первыми, а первые – последними», и некое такое поучение говорит: «Не стремись занять лучшее место, займи самое последнее. И тогда позвавший тебя, видя, что ты так смирился - он, наоборот, скажет: пересядь на более близкое, и будет тебе честь.
Или наоборот, ты занял место не свое по чину, возгордился, возвеличился, то господин тебе скажет: «Друг, ну не твоё место, иди-ка куда-нибудь там», и будет тебе позор.
Здесь, обличая лицемерие фарисеев, их самодовольство, самоуверенность, уверенность в том, что Бог им должен, что они уже достойны Царства Божиего, Он их поучает, но они не слышат, как об стенку горох - слушают и не слышат. И один из них, тут же, что-то кушая, чавкая, откусывая, говорит: «Блажен тот, кто вкусит сего хлеба в Царствии Божием», имея в виду себя, конечно. Себя - вот они тут едят, видят Его, Мессию, Он - Царь, Он придёт, все народы поработит, и наступит Царствие Божие, то есть, царство иудеев, царство Израиля, поработившего все народы - вот какое Царство Божие они хотели. А Господь, видимо, уже смиряясь, уже не знает, что же с ними сделать, с такими вот, непробиваемыми, и Он говорит им притчу, вот эту «О званых». И они не глупые люди, они поняли - о них сказано. Сказано, что: они званые и согласившиеся; они, которые заключили завет с Богом; они, которые через пророков призывались на этот пир; они - те, кто ожидал Миссию; и они - те, кто предвкушает этот брачный пир, и они на него не попадут.
Почему?
Вот почему, например, мы можем отказать пойти на какое-то мероприятие к кому-то? Сначала согласиться, а потом отказать?
Например, представьте человек какой-то важный, богатый или очень высокопоставленный нас зовёт, и мы, конечно, соглашаемся. А потом раз - его отовсюду уволили, изгнали с позором, он обанкротился, стал, как бы, нам бесполезным, а мы уже обещали. И вот он говорит: «Слушай, друг, ты обещал, я всё-таки исполню, я накрою стол, я сделаю это мероприятие, приходи». А тебе уже: «Ну, зачем идти»?
Сказать ему, что «ты уже не в том положении, чтобы меня звать» - означает, что до этого «я с тобой дружил только за выгоду, а сейчас – нет». И вот начинаем «лепить»: не могу, не хочу, не получается, туда-сюда…
Господь Иисус Христос в глазах иудеев потерял статус. Он шёл становиться Мессией, как они думали, царем Израилевым, а сказал, что: «Царство Его не от мира сего». А им такое царство-то не нужно, и они все поотказывались.
У нас в жизни такое тоже часто случается. Я, например, общался с человеком, и не раз такое: «Вот я у Господа просил то-то, что-то, и Он мне не дал – всё, я теперь в храм не хожу, в Бога не верую, и вообще, с Ним враждую, и вообще, Он мне не нравится!».
То, что «я не верю в Бога», и «Он мне не нравится» - это несовместимые вещи. Если Он тебе не нравится – ты в Него веруешь, но не любишь, а борешься с Ним. Если ты в Него не веруешь, что Его нет, то на кого ты обижаешься? Тоже непонятно. Это эмоциональное состояние «Я просил, я требовал, и Бог не дал»!
То есть Бог «обязан был», но не исполнил того, чего я желаю. И поэтому, мне такой Бог не нужен»!
Когда мы не получаем в сей момент ответ на нашу просьбу, на нашу молитву, то мы обижаемся. Мы унываем, мы печалимся. Мы готовы пойти войной против такого Бога, который не спешит исполнять наши хотелки, капризы. Нам другой бог нужен. И вот это очень страшно, когда мы здесь, на земле, становимся самодовольными, сытыми, властолюбивыми и сребролюбивыми фарисеями, говорящими, что: «Я достоин Царства Божия, уж кто-кто, а я-то туда пойду. Потому что: мы русские – с нами Бог, или русский – значит православный, крест ношу - в детстве меня крестили». А Господь таким говорит: «Отойдите от меня, делающие неправду – Я вас не знаю!». Скажем так: «Мы-то Тебя знаем», а Он говорит: «Нет».
Потому что идём, зачастую, к Богу, не за Богом, не за любовью, не за святостью, не за жизнью вечной, а за чем-то конкретным, материальным, прикладным, здесь и сейчас. И когда мы этого не получаем – то нам такой Бог не нужен.
Каждый из нас с вами, посмотрев в глубину своего сердца, если увидит какой-то ропот на Бога, на Его промысел, какое-то недовольство жизненными обстоятельствами, какую-то неудовлетворённость от того, что Господь в его жизни, на его жизненном пути ему посылает - он такой же, как те фарисеи, которые сначала самодовольно чавкая за столом Спасителя, говорили: «Да, блажен тот, кто вкусит хлеба в Царстве Божием», а потом распяли Его.
Потому, что Он не оправдал их ожиданий, потому, что они вместо того, чтобы принести Богу покаяние, вместо того, чтобы принять Его Божию волю, хотели Его сломить под себя, хотели Его сделать средством удовлетворения собственных страстей и амбиций. А когда Бог отказался, то им такой Бог не нужен.
Бог зачастую отказывается выполнять наши с вами хотелки и прихоти не потому, что не любит нас, не потому, что не может их исполнить, а потому, что для нас это не полезно.
И если мы обижаемся, раздражаемся, ропщем и унываем - то мы с фарисеями. А если мы проявляем смирение и настойчивость в молитве, с дерзновением прося и прося у Бога, как высшая молитва Христова - Гефсиманская молитва, помните? Это высшая молитва, которая не была исполнена, когда Он молил о чаше, говоря, что: «Да минует Меня чаша сия», но добавлял: «Но не как Я хочу, но как Ты».
Это смирение с волей Божией должно быть в каждом из нас - и мы будем действительно чадами Божиими. Настойчивостью, смирением, бодростью духа, не впадая в уныние, не впадая в отчаяние, проявлять верность Христу - и тогда будем действительно чадами Божиими. И мы тогда будем теми, которых, может быть, не звали, но потом позвали и мы пришли. Мы будем теми, которые согласились, а потом, когда призвали, не отказались. Потому что нас в детстве крестили, мы православные, мы согласились, а потом, когда Господь зовёт нас к Себе, может быть, какими-то скорбями и испытаниями, мы сразу отказываемся – нет, мол, мы так не хотим.
Будем с вами стойкими, будем с вами, когда сил нет, просить их у Бога, и будем с вами верными Господу Иисусу Христу. Господь так сказал, книжка такая есть интересная, называется «Апокалипсис», сейчас все только пугают ею: «Во времена апокалипсиса,говорят, мы все живём», а там есть такие слова, Господь говорит: «Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни». Вот чтобы иметь жизнь – нужно проявлять верность, вплоть даже до смерти.
Спаси вас Христос.
Благословение Божие да будет с вами.
Проповедь о. Дмитрия Михайлюка от 25 декабря 2022 г.