Просыпайся и трудись!
Дорогие братья и сестры, сегодня в Евангелии мы слышали призыв Христа быть милосердными. Господь формулирует очень кратко, очень доступно так называемое золотое правило нравственности, которое в той или иной форме существует во многих традиционных религиях, но в христианстве звучит немножко по-другому – более действенно, более живо, более может быть даже жёстко.
Мы читаем в учебниках, например, кто выбирает не основы православной культуры, а основы светской этики в школе, что основное правило нравственности гласит так: не делай другому того, чего не желаешь, чтобы не делали тебе. То есть, если ты не хочешь чтобы тебя били – и ты никого не бей; не хочешь чтобы тебя обкрадывали и обманывали – и сам не кради и не обманывай.
Вот это некое отрицательное правило, но Господь совсем по-другому говорит. Он не говорит: «Не делай». Он говорит: «Делай. Делай другим то, чего желал бы, чтобы сделали тебе. Как желаете вы, чтобы к вам относились люди, так и вы относитесь к ним, как желаете, чтобы с вами не поступали, так и вы поступайте».
Это активная позиция, чёткая, действенная позиция, которая не дает нам спать.
Человек приходит на исповедь и говорит: «Ну вроде, все хорошо - никого не убил, не зарезал, не обворовал» - И? - «Ну и все…».
Можно нимб рисовать, да? Уже святой? А Господь-то не так говорил, Он не говорит: «сиди и ничего не делай. Не ошибается тот, кто ничего не делает».
Он говорит: «Делай».
Что делать? Хочешь чтобы тебе помогали – другим помоги; хочешь чтобы тебя утешали – других утешь; хочешь чтобы тебя в трудную минуту поддерживали или поддержали – и сам поддерживай того, кто сейчас нуждается в твоей помощи. Проснись ради добра, проснись ради любви, выйди из своего эгоизма, увидеть нужду и боль других людей, увидь возможность послужить Богу и ближнему, где-то, в чем-то, где угодно и в чем угодно, там, где Господь позовёт, туда, куда твое же сердце потянет и попросит тебя: вот, хочу там помочь, вот, за ту беду и боль у меня болит сердце, туда приложу свои силы. И тогда мы этот завет Христа будем исполнять.
Господь призывает нас быть милосердными так же, как милосерден и Отец наш Небесный. А как Он милосерден? Он посылает и солнце, и дождь на всех - и праведных, и злых, и добрых, и ненавидящих, потому что Божия любовь объемлет весь мир. Человек не достоин такой любви, но Господь все равно нам её дает.
Я слышал, и неоднократно, когда люди озлобляются, и относительно того, что сейчас происходит (военные действия), и говорят: «вот, как они - так и мы должны, вот они бомбят школы и садики - и мы должны бомбить школы и садики; они убивают мирных жителей и радуются этому, фотографируются на фоне фотографии или каких-то флешмобов с убитыми мирными жителями – и мы должны также им ответить; давайте обстреляем все там, от Киева до Ивано-Франковска. Почему в Донецке люди умирают, и это нормально, а в Киеве ходят как ни в чем не бывало - давайте и их убьем тоже, как они - так и мы».
Я слышал такое, и читал такое, и неоднократно. Господь призывает к другому – призывает нас быть выше, чем животные. Не око за око и глаз за глаз, зуб за зуб - ветхозаветные правила, которые на тот момент ограничивали месть, не предписывали месть, а ограничивали её. Потому что вы все знаете, что когда нам наступили на палец - мы хотим отдавить ногу, нам отдавили ногу - мы хотим выбить все зубы; нас ударили по лицу – мы готовы уничтожить этого человека, убить его. Потому что агрессия – всегда возрастает, злоба всегда увеличивается в геометрической прогрессии.
Но мы должны сохранять в сердце милосердие. Даже врагов мы обязаны любить. Это не значит, что мы должны сложить лапки и сдаться, и ждать, пока эти враги придут, убьют наших детей, изнасилуют наших женщин, нас возьмут куда-то в рабство и будут радоваться. А мы будем такие смиренные как льватолстовцы, ходить и говорить, что «мы за мир, мы за мир, мы за мир».
Нет, добро должно быть с кулаками, и это жертва, когда воин идёт и жертвует своей жизнью, для того, чтобы защитить своих близких. Мы к этому призваны. Кому из нас не хватает сил и мужества - попросим у Бога, Бог все даст. Кому из нас не хватает мудрости, чтобы понимать, зачем, за что и для чего Господь нам посылает эти испытания – попросим у Господа, и Он даст нам с любовью и щедрой рукой.
Мы живём в России, говорим, что у нас уникальный путь русской цивилизации, что нам 1000 лет – этой цивилизации, что мы не такие как на Западе, всякие сейчас уже откровенные извращенцы и сребролюбцы. Мы не такие, как говорят, и на Востоке – деспотичные, жёсткие, не ценящие человеческую жизнь. Мы другие, мы особенные, мы уникальные. В чем уникальность? Мы также воруем, также убиваем во чреве младенцев, до 4 000 000 абортов в год делается, кровь течёт рекой в мирное время. А нам «нормально», это не проблема, только официально - 1 000 000. Но все вы знаете, что сейчас достаточно найти в интернете клинику, прийти, заплатить денежку, и всё, аборт будет сделан быстро, без всяких отчётов, без всяких регистраций. Так вот, кровь лилась рекой, нам было все равно.
Многомиллионная страна Бога забыла. Наша уникальность в том, что мы - хранители православия, в том, что наши ценности завязаны на Евангелии. Эта уникальность ушла, нам некогда и лень, нам некогда ходить в храм, нам лень исполнять заповеди Божии, у нас нет возможности творить добро, нам до себя бы, мы выживаем, нам так тяжело, мы выживаем, еле- еле, как мы считаем.
А Господь считает не так. И вот сейчас Он дал нам скорбь и тяготу, фактически войну на нашей границе. И она уже пришла фактически в каждый дом. Потому что вот у нас сейчас тетрадка есть, мы молимся за воинов, за живых и за усопших, с одной стороны живые, с другой стороны уже убитые, ни когда-то, где-то, а вот сейчас, там, в зоне СВО, что называется. Каждый из вас может имена своих родных, близких, друзей может быть, которые вы знаете, что воюют там, ходят на грани смерти ежедневно, туда записать. Это бесплатно, на ваши пожертвования, на ваше усмотрение, и мы будем каждую службу, здесь в алтаре, их поминать.
И это коснулось уже каждого дома. А сейчас говорят, что мобилизация будет долгой и упорной, и это в любом случае коснётся всех нас. И уже тяжело, понимаете? Будет ещё тяжелее, и тогда Господь как бы спросит нас: «А что, вот до этого было правда тяжело?». Мы скажем: «Нет, нет Господи, верни, как было, было хорошо». Ну когда это было хорошо, мы говорим: «Нет, тяжело, нам некогда, нет сил, нет возможностей, нет средств, нет времени творить добро. Нету Господи, подожди, вот сейчас со своими делами, со своими хотелками, со своими проблемками разберёмся, и тогда, может быть, что-нибудь, куда-нибудь, где-нибудь. И, как правило, не срастается.
Господь будет нас грузить, наши плечи, до тех пор, пока мы не проснёмся. И мы не проснёмся. И мы, не только мы, которые сейчас, слава Богу, стоим в храме и просим Бога о помиловании и благословение. Но, и все те, кто сейчас вот в соседних домах спят, потому что, ну им ничего не нужно, у них «всё хорошо». Вот когда и у них будет, получается, не хорошо, когда они придут и заплачут: «Господи, помоги!». Вот тогда Господь и поможет. Когда они скажут: «Господи, помилуй нас всех!». Вот тогда Господь помилует. А пока - не заслужили. Пока Господь, любя нас, желая сохранить нас, желая, чтобы Россия не исчезла с лика земли, посылает нам скорби, чтобы мы проснулись. Он стучит в нашу дверь не просто проповедью священника, не просто текстом Священного Писания, не просто какими-то нравственными заповедями где-то, Он уже стучит настойчиво - снарядами, ракетами, гранатами, смертью наших близких. Если мы не проснёмся, если мы не отворим Ему, если мы не изменимся, Он будет стучать все ближе и ближе к нашему дому. И, не дай Бог нам вести себя так, как помните в Писании, царь египетский Фараон? 10 казней египетских: и вода в кровь, и нашествие жаб, и саранча все съела, и мошки какие-то все кусали, чего только не было. Но ожесточилось сердце Фараона, да? И даже, когда Господь послал самое страшное наказание: у всех египтян умерли дети – первенцы, то есть первый мальчик, наследник, надежда, опора и они все погибли, в одну ночь умерли, у всех египтян. Страшная кара! И он вроде бы раскаялся, и говорит: «Ну ладно, так и быть, отпускаю вас из рабства, уходите с глаз моих долой». Не успели они уйти – садится на колесницы, берет оружие, и все, бежит догонять, чтобы всех уничтожить, всех втоптать в грязь. И Моисей проводит народ через Красное море, вода расступается и топит погоню воинскую.
Но я не о погоне, а о сердце. Как Господь не наказывал и не казнил целый народ, сердце людей не приходило в умиление и в покаяние, а приходило в злобу, в ненависть и в ожесточение. И это привело к смерти. И мы с вами, на том же пути стоим, на развилке. Вот те скорби, которые сейчас Господь нам посылает, они нас приведут к чему? К злобе, ненависти, жестокости, ожесточению нашего сердца, к ропоту: «Господи, за что?!». Ну иди, в зеркало посмотри, жизнь свою прошерсти, на сердце свое обрати внимание, что там, какие гады, злоба и коварство там копаются, какую нечестность и подлость мы можем в самих себе найти? Но мы лицемерно кричим: «Господи, за что?».
Если мы не исправимся, наказание будет всё сильнее и сильнее. Поэтому Господь нас призывает быть милосердными, прежде всего к самим себе. Потому что если мы будем ненавидеть, то мы уничтожим сами себя. Если мы в своей жизни на первом место, не поставим заповеди Божии, то мы Богу станем не нужны. Не нужны, не как бессмертная душа, Он любя нас, желает нам всем спасения, но не нужны, как та самая гордая, тысячелетняя цивилизация, уникальная, не похожая ни на что, отличимая от всего, такой нигде нет. И где она? Куда она делась? Где наши молитвы? Где наша вера? Где дела наших рук добрых?
Каждый из нас с вами, призван сейчас проснуться от сна и творить добро, найти возможность. Не найдём сами, Господь найдёт. Заберёт наших братьев, мужей, отцов, сыновей, и нам найдётся время покрыть их вклад, их труд. Они же не смогут нам помогать, они уйдут, а мы их работу возьмём на себя. И окажется, что мы можем трудиться-то больше, никто же не помрёт-то, на самом деле. Да, будет потяжелее, посложнее, но никто не помрёт. Будем также жить. А потом Господь ещё какую-то беду нашлёт, и мы опять приспособимся. И ещё больше будем трудиться, и опять проживём. Почему нужно ждать, чтобы Господь к нам постучался бедой, чтобы исправиться и измениться? Не нужно. Каждый из нас может найти свое добро. Мы живём и трудимся и работаем - это заповедь Божия, которая Адаму дана: в поте лица есть свой хлеб.
Но мы должны трудиться не только на себя любимого, но открыть глаза и оглянуться вокруг, где мы можем предложить свою помощь? Где мы можем исполнить завет Христов, о том, чтобы творить людям, делать людям то, что мы желаем получать от них сами. И этих возможностей сейчас огромное количество.
Сейчас во время вот этой СВО, во время этой, фактически, войны, появилось гораздо большее количество возможностей творить добро. Что-то есть у нас в храме, приходите, включайтесь. Что-то есть в других местах, сплошь и рядом, в Химках много таких мест, где мы можем прийти и потрудиться и что-то доброе сделать. Мы можем просто соседям, хотя бы постучаться, познакомиться, и спросить: нужна ли им наша помощь? Может быть, им нужно полку прибить, а они в три дорога зовут какого-то мастера, который её за 5 тысяч присверлит бедной бабушке, за пол пенсии. А может, мы можем помочь здесь. Вот творите добро, чтобы быть чадами Божиими.
Спаси вас Христос.
Благословение Божье, да будет с вами.
Проповедь о. Дмитрия Михайлюка от 16.10.2022