Проповедь о. Дмитрия Барицкого от 19.06.2022
Поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днём. Сегодня мы с вами слышали Евангельское чтение.
Христос, обращаясь к своим ученикам, говорит такие слова: «Кто любит своего отца, свою мать больше, чем Меня, тот Меня не достоин. Поэтому каждый должен оставить своего отца, свою мать и пойти вслед за Мной».
Такие, на самом деле, странные очень слова, соблазнительные даже. А в том обществе они звучали громко и поражали сознание человека, потому что общинная жизнь была в Иудее.
Это большие семьи, это патриархальный уклад, это безусловное почитание матери к отцу. Даже правило такое было, помните притчу о блудном сыне? Старший сын остался, а младший сын ушёл, хотя он не должен был уходить. Он взял наследство и ушел. По закону, младший сын должен был оставаться до смерти отца и упокоить его в старости, а он такое беззаконие совершает, по сути, говорит отцу: «Давай быстрее деньги и видеть тебя не хочу. Давай мои деньги и я пошёл». То есть такое крайнее пренебрежение! Не просто он сказал: давай мое наследство и я пошёл учиться, в Европу поеду, в университет. Нет, он именно совершил такой, ну очень не хороший поступок, детский поступок. Наглый поступок, хамский.
А тут получается, Христос к чему-то аналогичному призывает, то есть: «Оставьте отца, оставить мать и идите за Мной».
Конечно, люди соблазнялись такими словами. Да и сейчас тоже не очень принято среди верующих христиан сдавать, например, родителей в дом престарелых, чтобы уйти в монастырь - не поймёт никто.
Скорее всего, здесь Господь говорит совершенно о другом. Он говорит о том, что нам в жизни своей нужно расставлять приоритеты.
«Ничто в жизни не должно занимать в вашей душе то место, которое в вашей душе должен занимать Я». Потому что родители просто по естественному какому-то закону природы - это самое ценное для нас, самое дорогое, самое родное. Точно так же, как для родителей - дети. И если человек всю жизнь посвящает родителям или детям, он очень часто забывает о Боге.
Вот Христос говорит: «Думайте в первую очередь обо Мне, а потом уже о своих ближних. Потому что, если будете думать обо Мне постоянно, будете Мне молиться, будете Евангелие исполнять, то сами собой наладятся отношения и с ближними вашими».
При поверхностном рассмотрении этого отрывка это первое, что приходит на ум.
Но если глубже посмотреть на этот эпизод, если почитать святых отцов, то они говорят, что отца и мать можно понимать в иносказательном смысле, родители - это не обязательно наши биологические родители. Родители - это то в нашей душе, что для нас очень дорого, и от чего мы не может отказаться.
Представьте ситуацию: ребёнок вырастает, ему 18 лет, и он хочет вырваться из отеческого дома. Все, паспорт есть, можно пойти в армию, можно пойти учиться, можно съехать куда-то - совершеннолетний. Но с другой стороны, ему страшно, потому что неизвестно, что там? И вроде бы он уходит, живет где-то на стороне далече, пользуется благами. А покушать-то к мамке приходит все равно. И отцу звонит: «Папа, дай денег». И карточка у него, наверно, привязана, банковская, родители постоянно ему подкидывают. То есть все равно разрыва полного не происходит, ребёнок зависим от родителей. Он постоянно к ним возвращается. Почему? Потому что он боится начать жить действительно осознанной взрослой жизнью. И вот такой инфантилизм может продолжаться долго. Иногда и родители и сами способствуют этому: мамка держит «под юбкой» сына до 40-50 лет. У него уже семья, внуки скоро родятся, а она ему: «Сынок, ты позавтракал? Ты шарфик одел?». И ребёнок сам отдаёт свою волю родителям, потому что он сам ещё не научился жить по-взрослому. И окружающие, конечно, это тоже ощущают, это проявляется вот этот инфантилизм. Не факт, что это проявится в профессионализме, т.е. он может быть хорошим сантехником, слесарем или священником. Но в каких-то личностных отношениях он будет ребёнком. Это обязательно скажется, то есть он зависим от родителей, он зависит от них, потому что боится потерять что-то: уют какой-то, ему комфортно с мамой, возможно комфортно с папой. Он не хочет самостоятельно принимать решения, а поэтому, окажись такой человек в критической ситуации, он не поведёт себя как взрослый. Он переложит ответственность на кого-нибудь другого. Точно так же, как он это делает всю жизнь.
Вот у всех у нас есть какие - то привычки, вот такие же родители внутренние, которые в нас сидят и не позволяют нам жить взрослой духовной жизнью, быть взрослыми людьми во Христе. Самостоятельно принимать решения, самостоятельно нести свой крест, не жаловаться, не ныть может быть, не осуждать других людей, не спихивать вину на окружающих, не раздражаться, не злиться, т.е. быть полноценными людьми. Почему? А потому что мы боимся избавиться от этих вещей, боимся. Нам настолько с ними приятно и комфортно, что мы другим себя не представляем.
Чтобы не быть голословным, пример приведу: блаженный Августин, был такой святой великий жил в 4 веке. Он всю жизнь искал Бога. Т.е. так же как мы, он ходил в различные сначала языческие организации, различные языческие храмы, потом он всё-таки пришел к вере в единого Бога. Он такой философ, умный человек был. Он начал ходить в христианский храм. Но он не мог в полноте войти в Церковь и получить то, что Христос нам предлагает - духовную зрелость, духовную взрослость, свободу духовную, независимость, радость, о которой говорит Христос постоянно нам в Евангелии. В Евангелии Он говорит: «Радуйтесь, радуйтесь, радуйтесь!».
Это не просто красное словцо, действительно для христианина нормально радоваться, быть в каком-то бодром внутреннем расположении, непрестанно молиться - это внутреннее свойство взрослого человека. Христос нас постоянно к этому призывает. А Августин этого не чувствовал.
- Хожу в храм, - он говорил - молюсь, что-то в жизни бардак-то, не получается в жизни что-то, и там проблема и там, жалуюсь постоянно. (Это я перевожу уже на современный язык), - и я прошу: «Господи, ну выведи меня как-то из этого!»
А потом уже пишет свой трактат исповеди, где он говорит: «Я потом уже понял: дело в том, что все это время, когда я в храм уже начал ходить, вроде бы христианином стал, я жил с конкубиной». Конкубина - это любовница. Институт конкубин был в Римской империи, т.е. мог жить с законной женой, а мог и с конкубиной - сожительницей. И блаженный Августин говорил: «Я понимал, что это не хорошо, но настолько я к этой женщине привязался, настолько она была мне дорога, настолько мила сердцу, что каждый раз, когда я обращался к Господу с молитвой, говоря: «Господи, избавь меня от этого пристрастия, от этой привязанности! И каждый раз добавлял (на подсознании): но только не сейчас, Господи, только не сейчас!».
Почему? Боялся. Это страшно. Что же делать-то без неё?
Понимаете, привязанность к другому человеку - это вещь такая серьезная. Случаи всякие бывают: в семье насилие допустим, муж поколачивает жену, поколачивает детей, она говорит: «Нет, не уйду! Я его люблю!», - а на самом деле она его не любит, а просто боится, куда идти-то? Там четверо детей, или пятеро, вроде не работала никогда, родителей, может, уже нет, родственников нет. - «Куда я пойду с четырьмя детьми?». Боится. Потому что какой никакой, а муж. «Накормлю его, напою, ну вроде все будет хорошо».
Или пьяница: «Все! С завтрашнего дня брошу пить!». Бросает человек пить, неделю держится, две, три, внутри тоска, грызёт все, и обратно возвращается к бутылке. Не может, потому что без неё страшно, страшно. Что делать-то? Не знает, что делать, как жить-то теперь с этой свободой? Как ею распоряжаться? Непонятно, как ею распоряжаться! Вроде отпустили, а что делать - не знают. Вот этот страх - он держит нас, держит вас, и поэтому наша жизнь не меняется.
Мы ходим в храм каждое воскресенье, исповедуемся, причащаемся, соборуемся. Исповеди бывают дотошные, каждую субботу приходят, или раз в месяц, там списки такие приносят. И он думает, что из-за того что пришел, зачитал вот эту «хартию» огромную, что-то изменится, а в жизни ничего не меняется. Ну, получил он облегчение какое-то маленькое, потому что вычитал все-таки, что писал. Знаете, некоторые люди получают облегчение от того, что зубы почистили, не почистил зубы - дискомфорт, почистил зубы - все нормально. Вот так же и когда человек исповедуется - он получил облегчение, потому что совершает регулярно повторяемое действие, к которому привык.
Но в жизни-то ничего не меняется, и он обратно приходит с этой «хартией», но от тех вещей, в которых он исповедуется, которые он говорит, он не избавляется. И ему нормально, он не знает что делать, как жить по-другому, в принципе не знает, как от этого избавиться, ему страшно. Поэтому, дорогие братья и сестры, мы ходим всю жизнь в храм, а нам неинтересно здесь. Пришли, подумали о своём, изменений на самом деле радикальных в жизни нет, какой он был унылый, такой он и есть. И все, на этом наша жизнь духовная останавливается. Потому что нет отказа, нет желания измениться. И наше христианство получается такое унылое, тоскливое.
И дети наши поэтому не хотят в храм ходить, когда возраста достигают определённого, подростками становятся. Вот пока они маленькие, они ходят, они безвольные потому что. Как только они становятся подростками, они хотят воли, свободы, они чувствуют фальш, потому что папа унылый с этим храмом, мама тоскливая, все христианство какое-то «тухлое», скучно в храме - то, движения нет, жизни нет никакой.
«Ходят, свои грехи перебирают, а ничего не меняется. Папа как сидел возле телика торчал, так и торчит, бабушка как ворчала, так и ворчит, с соседями как брань была постоянно, так она и есть, меня не понимали, так оно все и остаётся».
Потому что комфортно людям жить, не могут они взять, вот как блаженный Августин с этой канкубинкой носился, он не мог взять и ее отпустить, страшно ему было без неё. Вот это и есть наши родители внутренние, которые в нас сидят.
Апостолы задают вопрос Христу: «Господи, ну вот мы все оставили…». Действительно, они от многого отказались. Помните, Христос подходит к апостолам, они сидя чинят сети, Он говорит им: «Бросайте сети свои! Пойдём за Мной!». Они все оставили и пошли за Ним, т. е. какая-то решимость была. Видимо так действует призывающая благодать, Господь посылает кому-то, он может в порыве отказаться и пойти Его путём, и жить дальше в соответствие с Евангелием. И вот Господь говорит: «За то, что вы все оставили, и начали решительно жить по Евангелию, вы получите больше намного». Т.е. получите новую жизнь внутреннюю, вас Дух обновит по-настоящему.
Преподобного Серафима Саровского спросили однажды: «Батюшка, неужели жизнь в Церкви так изменилась, что раньше святые были, а сейчас вот нет святых?». Он говорит: «Да нет, ничего не изменилось, Дух все тот же, Он все так же действует. И тогда и сейчас - разницы нет. А святых, говорит, меньше, просто потому что решимости в людях стало меньше, решимости.
Т.е. возможно, раньше жизнь немножко сложнее была, и человек привык отказываться от какого-то комфорта. А сейчас мы в принципе живем в очень стабильном и уютном мире, мы привыкли к этому, нам сложно отказаться от внешнего и от внутреннего, мы боимся страдать - нам же больно будет, что-то новое придётся делать, какие-то связи надо организовывать, возможно, старые связи потеряются. Ну представьте, опять же, человек который употребляет какие-то вещества, у него уже была компания какая-то весёлая, можно было душу там свою отвести. А тут он ходит и не употребляет. И старые друзья пропадают, а новых нет, он один остаётся - дискомфорт. Пока новые связи появятся, сколько же времени должно пройти?
Человек бросает курить, у него привычка-то осталась, хочется что-то там. А тут… А что другое? А что взамен? Разве что другие вещи, которые менее безобидными окажутся. Соседи, с которыми не нужно ссориться.
- «А как с ними не ссориться? Они же такие поганые соседи-то, заливают меня постоянно, топчат там наверху, мусор выбрасывают. Как мне не сказать-то, что они такие вот негодяи?» Сложно это сделать, потому что нужно по-другому как-то себя везти, совершенно по - другому.
Но братья и сестры, надо по-другому, иначе мы в Царство Небесное не войдём. То есть если мы здесь не ощутим радости новой жизни, когда мы отказались бесстрашно от прежнего своего поведения, нарушили старые цепочки, мучительно выстроили новые, только тогда Господь входит в нашу жизнь.
Автоматически в Церкви вообще ничего не действует. Можно почувствовать, видимо, благодать, однозначно, когда ты пришел и причастился - легче стало. Но это Господь по милости своей снисходит на нас, и говорит: «Вот смотри! Ты видишь, что у тебя может быть вообще постоянно, постоянно на душе может быть? А ты из-за того что жизнь не меняешь, из-за того что ты инфантил просто духовный, младенец, ты так и будешь бегать от Причастия к Причастию, от исповеди к исповеди, а между этим, ты будешь выть: Как все плохо! Как все в Церкви плохо! Как все в семье плохо! И как все мне мешают жить духовной жизнью! Потому что ты не отказываешься, нет решимости просто взять и вести себя так, как ты себя никогда не вёл! Взять Евангелие, простые вот эти шаги евангельские - это очень чёткая программа, четкие шаги. Доверься полностью Богу. Люби людей. Молись за тех, кто тебя обижает, за тех, кто тебя проклинает, ну и т.д.
Чем больше решимости, тем больше эта программа исполняется, тем больше мы получаем. То есть для кого-то будет потолок ходить милостыню подавать по воскресеньям. А кто-то увидит нищего человека, снимет рубашку, даст ему, но он и получит так, если у него решимость такая будет делать это постоянно, систематично, несмотря на то, что не хочется очень это делать. И пока этот навык выработается, уныние будет так его схватывать! Но Господь восполнит обязательно.
Вот с этого начинается, дорогие братья сестры новая жизнь. С того, что мы должны развернуться и уйти из дома. Оставить своих родителей. Повзрослеть. Только через этот человек взрослеет. По-другому Духа он не получает. И тогда наше христианство будет иное, оно не будет: христианство из-под палки, когда мы идём постоянно по минному полю. Боимся. Знаете, есть большие сборники с исповедью, там чего только нет:
- Кошку ударил – грех, нужно батюшке покаиться;
- По социальной карте бабушки проехал – покаяться;
- На красный свет дорогу перешёл – покаяться.
Зачем это всё делается? Потому что человек ищет причину, почему ему плохо. Он ходит в храм и ему плохо. Он пишет огромные «книжки» эти, он думает: чем больше детально он прописал всяких ситуаций, и чем больше сказал - ему легче станет. Да не в этом дело, совершенно! Не станет ему легче, пока он жизнь свою не изменит.
Поэтому дорогие братья и сестры, просто хотя бы подумаем над этим. Чтобы Господь дал нам Духа своего Святаго, чтобы радость в нас исполнялась, чтобы люди, когда нас видели, наши дети в первую очередь, ладно посторонние, наши дети говорили: «Мама! Ты чего такая хорошая? А чего ты там делаешь вообще? Можно я с тобой пойду, посмотрю? У вас с папой хорошие отношения стали, с окружающими. Здорово! Я очень хорошо себя чувствую рядом с вами!». И вместо того чтобы с друзьями пойти, собак гонять по двору, он скажет: «Пап, мам, поехали на природу съездим. Я хочу с вами время провести. Мне комфортно с вами. Расскажите, как надо вообще?». Вот это цель! И Господь дает нам эту возможность, этот инструмент - это евангельская жизнь. Следование за Ним, даже если нам придётся оставить своих любимых, родителей к которым мы привыкли.
Слава Тебе Боже, слава Тебе Боже, слава Тебе Боже!