Проповедь о. Дмитрия Михайлюка от 4 апреля 2022 г.
Благодарю вас, братья и сёстры, за совместную молитву.
Сегодня так называемое Мариино стояние, когда мы читали весь канон преподобного Андрея Критского, читали житие преподобной Марии Египетской. Мы видели, как она, прожив значительную часть жизни до 28-29 лет развратно, где-то на рубеже 30 лет раскаялась в этом. Сила Божия не пускала её в храм, куда она хотела зайти просто так, как сейчас говорят: «по фану». Все идут и она пошла. Все идут на какой-то праздник, радуются, и она пошла радоваться, не понимая, что своей жизнью оскорбляет любовь Божию.
Зачастую мы с вами, живя, готовы себя оправдывать, готовы себе прощать самые гнусные грехи и страсти. Потому что мы говорим: «Бог - это любовь, и Он нас обязан простить». Поэтому и мы себя прощаем. И поэтому и дальше живём как животные, а иногда даже хуже.
И здесь удивительная вещь – мы, прощая себя, не прощаем ближних. Вот ближнему мы припомним, с него мы спросим, с него мы взыщем, его мы осудим, а себя простим. Путь спасения немножко другой. Обратите внимание: мы читали житие, как святая Мария Египетская молилась. Неужели она не осознавала, что Господь ее любит и даёт ей силы чудотворения, некие сверхъестественные силы? Осознавала, получала, ощущала их. И считала себя грешнейшей из всех. Это было ее некое искреннее желание. Это было её искреннее стремление к покаянию.
И преподобный Зосима, который с юности в монастыре, который жил всю жизнь в чистоте и подвиге, который искал «какой бы ещё мне подвиг совершить? Не знаю, есть ли ещё подобные мне?» И он, увидев высоту этой святой, и сам тоже смирился, и сам просил у нее благословение, хотя и сам был священником.
Смирение, покаяние, стремление очистить свою душу, стремление не прощать себе ошибок, а просить у Бога и ближних прощения за ошибки - это один из фундаментальных, краеугольных камней спасения. Не «себя прощать, а ближнего ненавидеть», а ближнего оправдывать, жалеть его, покрывать любовью его какие-то проступки, ошибки. А к себе же быть требовательным. Не до жестокости, потому что Бог нас любит. Но просить прощения у Бога, просить прощения у ближних. Ощущать, что нам нужна помощь Божия.
Вот мы с вами простояли долгую службу. Для нас она не привычна, поскольку у нас приходской храм, и длинные службы бывают очень редко. И мы уже как-то привыкли, когда у нас служба идёт час, полтора, ну 2 часа. Мы это можем потерпеть. И то - это проще, служба лёгкая. Можно отвлечься, можно пойти на помазание, можно пойти с кем-то пообщаться, развеяться, потом опять немножко помолиться. Как-то так. А здесь - служба сосредоточенная, служба молитвенная, служба, когда нельзя отвлекаться. И нам уже тяжело. Мы уже думаем: «А не пора ли нам домой? У нас срочные дела. Вдруг там все развалится без нас? А когда конец уже? А уже и сил нет. И как бы уже и чайку пойти попить, и покушать что-нибудь».
И мысли постоянно приходят такие же, которые приходили преподобной Марии, первые 18 лет ее пустынной жизни. Только к нам они слабенько приходят, потому что наш подвиг слабый - мы только на службу пришли. А ее подвиг был сильный и мощный и искушения были сильные. И она с Божией помощью все победила. И мы с Божией помощью можем победить.
Мы с вами достояли до конца, претерпели, преодолели все искушения, потрудились и не без благодати любви Божией вернёмся сегодня домой.
И дай Бог нам эту любовь, это некое такое ощущение слабости и нужды в помощи Божией, и любовь Божию донести до наших ближних.
Именно этой любовью с ними поделиться, а не чём-то другим, что тоже в избытке имеется в нашей душе, но с чем мы на самом деле боремся, что мы из себя изгоняем, от чего мы пытаемся очиститься.
А любовь принесём, а доброе слово принесём, а ласковый взгляд донесём, а деликатное отношение проявим. И тогда любовью Божией наше сердце поделится с сердцами других. И тогда и наш дом, куда мы сейчас придём, тоже станет храмом Божьим. Потому что Бог будет обитать в сердцах жителей этого дома.
Спаси вас Христос. Благословение Божие да будет с вами!