Проповедь о. Дмитрия Михайлюка от 08.03.2022
Закончилась вторая часть Великого канона преподобного Андрея Критского. И сегодня второй день Великого поста. Вновь и вновь эти удивительные слова уязвляют наше сердце. Уязвляют его любовью, уязвляют его прощением, уязвляют его святостью, уязвляют его осознанием той безмерной пропасти того, как должно быть у нас в душе и сердце, и того, как есть на самом деле. Преподобный Андрей Критский приводит удивительные образы из Ветхого и Нового заветов, призванные дать нам пример покаяния, пример духовного подвига. Пример, может быть, и падения человеческого, и в то же время, и восстания. Чтобы мы, как бы на контрасте, видя, как Бог правил миром, народом израильским, видя, как Он миловал и наказывал людей за добродетель покаяния или за грехи и беззакония, сами мы строили свои жизни. И сами мы стремились к чистоте и святости.
Мы вчера с вами говорили о том, что Великий пост-это время, когда мы можем ставить перед собой какие-то цели конкретные. Пусть небольшие, но конкретные цели по очищению своей души. И за это время до Пасхи их достичь.
Но главная цель должна быть у нас общая – это цель сохранить любовь. Это цель уберечь свою душу и сердце от злобы и ненависти. Это цель победить злобу, ненависть, страсти, прежде всего, в своем сердце, а не в ком-то другом.
Казалось бы, это и логично, и правильно, поскольку мы с вами христиане, и мы с вами призваны именно к любви, призваны именно к милосердию, а не к злобе и ненависти.
Но у меня спрашивают и вчера, сегодня: как же так? Это же невозможно! Я могу понять, что христианство ставит передо мной такую высокую цель, но не вижу в себе сил это осуществить, и не понимаю, как вообще это можно сделать?
А в чем, спрашиваю, проблема?
И люди, разделённые на два таких, воюющих друг с другом лагеря, отвечают. Одни говорят (скажу, прямо близко к тексту): как можно любить и прощать тех людей, которые поддерживают ту злобу и ненависть, и кровь, и агрессию, которая творится сейчас в братской стране? Как можно оправдывать и молиться за тех, кто несёт туда смерть и страдания? Кто вероломно вторгся в братский народ, кто стал причиной смерти, гибели женщин и детей, многих людей? Тысяч человек, которые сейчас лишены жизни! Как можно это простить? Как можно с этим смириться? Как можно не кричать везде против того, что происходит? Как можно прощать людей, которые это поддерживают? Как можно вместе с ними жить и общаться?
А другие говорят так: как мы можем не осуждать тех, которые поддерживают фашистов? Как мы можем общаться с теми людьми, которые видели, или не хотели видеть, как год за годом взращиваются нацисты? Того, что происходит в нашем братском народе? Когда оскорбляют ветеранов, когда издеваются над нашими соотечественниками? Когда без суда и следствия избиваются и убиваются фашиствующей молодёжью люди за разные вещи: за то, что кто-то говорит на русском, за то, что у кого-то родные в России, за то, что кто-то придерживается другого взгляда на политику, чем фашисты и нацисты? Как мы можем оправдывать тех людей, которые прикрываются мирными жителями, которые не дают эвакуироваться женщинам и детям, которые их сами расстреливают перед камерами, чтобы нам показать видеоролики? Как мы можем мириться с людьми, которые звонят и нас поносят за нашу эту нашу «агрессию», которую мы давно должны были сделать?
И те, и те говорят с болью в сердце. И те, и те говорят: «ощущаю правоту свою».
Пожалуй, невозможно быть такому, чтобы и те, и те были правы. Объективно, кто-то ошибается. Я не буду говорить кто, потому что это будет опять моё мнение. И те и другие говорят: как мы можем прощать ближних?
На мой взгляд, ответ здесь таков: мы должны брать пример с Господа Иисуса Христа, коли уж мы называем себя христианами.
Христос же, вися на кресте, будучи убиваем цинично, без особой ненависти, как на работе, людьми-мясниками, которые прибивали Его к кресту, которые убивали Его, не сожалея об этом, насмехались над Ним, вели Его, сдавали... Он ещё жив был, а они уже жребий бросали, кому Его одежда достанется.
Что он делал? Он молился за них, говорил: Отче! Прости их, не ведают, что творят!
Кто-то может сказать: ну да, это Господь Иисус Христос, Он Царь, Он Бог, Ему легко говорить. А мы простые люди, мы этого не можем, у нас нет таких сил.
Тогда мы можем об этом молиться и ставить себе такую задачу: «Господи, усмири моё злобное сердце! Утеши ненависть, которая плещется в моей душе. Дай мне благодать милосердия и сочувствия другим людям!»
Мы можем сделать наше больное сердце предметом молитвы. И это будет тоже очень большой шаг вперёд.
Кто-то скажет: да, я понимаю, что я должен это сделать. Да, я буду молиться, чтобы Господь умирил моё сердце. Но я не понимаю, как же так можно?! Как они так могут - соседи, братья, друзья - ненавидеть друг друга за какие-то политические взгляды?!
И тогда, мне кажется, мы должны понимать очень важную вещь. Что мы относимся к окружающим события на основании той информации, которую мы поглощаем.
Сейчас время огромного потока информации, со всех сетей, со всех средств, с которых на нас льется. И люди разделяется не потому, кто прав, а кто виноват. А потому, кто какие каналы смотрит, кто какие чаты в соцсетях читает.
Удивительное дело, почитайте. Читаешь один канал, и не успевает пройти и минуты, и ты готов взять в ярости автомат и идти за одними. Читаешь другой, противоположный - не проходит и минуты, как ты как-то тоже начинаешь полыхать и думать: как же так, что же происходит? Настолько все грамотно сделано.
Кто из нас с вами был там? Кто из нас с вами знает глубину происходящего? Мало кто. Мы с вами читаем в интернете что-то, насколько оно адекватно – мы не знаем.
Мне кажется, что сочувствие к нашим ближним, которые не согласны с нами, неважно с какой стороны, может основываться на том, что мы можем считать их заблуждающимися.
Например: да, они не правы, но я их за это не ненавижу, а я к ним милосерден. Я вижу образ Божий в каждом человеке. Даже если он, о, ужас, не согласен со мной в политическом вопросе. Мы уже научились видеть образ Божий в людях другой национальности, другого языка, другого цвета кожи, другого разреза глаз, и нам это не сложно, потому что нас это не трогает.
Где-то в Америке – это проблема. В середине 20-го века быть негром – было тяжело. И, как бы, это не совсем был человек. Белому человеку, даже христианину, приходилось сделать над собой усилие, чтобы признать, что и в нём есть образ Божий. Это было неочевидно людям. Но сейчас, вроде бы, этот этап пройден. Но разделение все равно дьявол вселяет в наши сердца - сейчас по политическому признаку.
Мы обязаны уметь и учиться видеть образ Божий в душе каждого человека, в независимости, в том числе, и от его политических взглядов. И церковь – это то место, куда мы приходим, чтобы просить Бога о прощении наших грехов. Не чтобы обличать ближнего, а чтобы обличать свою душу. И смотреть, от чего я должен освободиться, от какой злобы избавиться, чтобы мой ум, и разум, и сердце были причастны к любви и благодати Божией.
Вот какие лекарства Святая Церковь нам может предложить. Вот какие способы, сам для себя, я вижу, чтобы сердце было полно не ненависти и осуждения, а любви и смирения. Чтобы действенно участвовать на стороне сил света.
А где силы света? Там, где любовь. Там, где милосердие. Там, где сочувствие. Там, где нет ненависти. И если она в нас есть, то мы - на стороне зла.
Постараемся помогать людям деятельно, а не мнительно. Не словами, а делами. У нас сейчас у всех с вами есть такая возможность.
Потому что огромные караваны со скорыми, с гуманитарной помощью сейчас отправляются в Украину. И каждый из вас может в этом поучаствовать. Кто-то через какие-то фонды, а кто-то через родственников. У нас есть прихожане, у которых родные и близкие люди сейчас там живут, и служат, и они нуждаются в помощи. И они им собирают и отправляют все потребное. Либо через храм, мы так же собираем средства и помощь людям нуждающимся, там сейчас страдающим. Чтобы централизованно, через церковный Отдел по милосердию и благотворительности отправлять туда. Каждый из нас с вами может деятельно в этом поучаствовать. И это будет дело любви, которое поможет нам почувствовать любовь, и милосердие, и прощение.
Спаси вас Господь!