Проповедь о. Димитрия Михайлюка в храме великомученика Георгия Победоносца в Куркино 24 мая 2020 года
Избранные цитаты
Это исцеление было не похоже на «встань и ходи».
Каким-то образом наш слепой шел пару километров по городу до купели, умывается в ней и вдруг начинает видеть.
О чем договариваются фарисеи, законники, эти образованнейшие люди, которые знают и толкуют закон Божий для людей? Они говорят: воздай славу Богу и скажи, что Тот, Кто тебя исцелил это грешный человек и за Ним нельзя следовать.
Фарисеи были поставлены в тупик, их аргументы были разбиты, но они остались при своем убеждении, при своей вражде Богу.
Бывший слепец, который всю свою жизнь был именно что «белой вороной», совершенно ничего не боялся. Он защищал свою правду и уже проповедовал Христа.
Для бывшего слепца и темничного стража обретение христианской веры – это радость, счастье, изменение жизни, новый статус в собственных глазах, в очах Божиих. Им все равно, что скажут остальные люди или посмеются.
Давайте хотя бы поймем, что так можно. Осознаем, что можно спокойно не стыдится шепотков за спиной, не боятся быть «белой вороной», если твоя совесть чиста. Итак, если твоя совесть не укоряет тебя, то какая разница кто и какие обвинения на тебя возводит.
Принимая решение сделать что-либо, мы часто думаем, как посмотрят на это другие.
Мы зачастую стыдимся своей веры перед людьми, а бывший слепец и темничный страж радовались ей.
Я помню, когда он только - только стал Патриархом, то начал очень активную работу. Сейчас мы к этому привыкли и считаем это нормой жизни, но тогда это было отличием, контрастом, когда Святейший Патриарх полагал сам огромное количество трудов, проповедей, иного общения, чтобы достучаться до сердца каждого из нас.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!
Дорогие братья и сестры, сегодняшний воскресный день Церковь посвящает исцелению слепорожденного Господом Иисусом Христом. Мы читали длинный отрывок из Евангелия. Апостол Иоанн очень подробно описывает те удивительные события, которые произошли. Это одно из чудес, которое описано очень и очень подробно вместе со всеми последствиями. Обычно мы читаем, что там исцелил и все, там воскресил и все. Здесь сразу несколько страниц посвящено этой истории. Что здесь такого удивительного и почему так произошло? Поражает то, как восприняли сотворенное чудо окружающие люди и сам исцеленный.
Слепорожденному было около сорока лет. Это был не юноша, а учитывая реалии древнего мира, это был уже почти пожилой человек. Всю жизнь он провел в слепоте и вдруг получил исцеление. Это исцеление было не похоже на «встань и ходи». Господь взял землю, плюнул туда, сделал грязь, которой помазал глазницы слепому и сказал: иди, умойся в купели Силоам. Каким-то образом наш слепой шел пару километров по городу до купели, умывается в ней и вдруг начинает видеть. Он в жизни никогда не видел. Он не ослеп на производстве, но был таким от рождения.
Его спрашивают: кто тебя исцелил. Он отвечает: Иисус, Который сделал брение из плюновения, помазал мне очи, сказал умыться и вот я вижу. О чем договариваются фарисеи, законники, эти образованнейшие люди, которые знают и толкуют закон Божий для людей? Они говорят: воздай славу Богу и скажи, что Тот, Кто тебя исцелил это грешный человек и за Ним нельзя следовать. Наш герой отвечает: не знаю, грешный Он или нет, но знаю, что Он исцелил меня и никогда такого не видано, чтобы слепорожденный мог видеть. Бог не слышит грешников, но тех, кто волю Божию исполняет. На эти слова бывшего слепого фарисеи не могли ответить ничего. Они отбились, сказав, что ты сам весь в грехах родился и нас тут учишь, иди отсюда. Никаких аргументов!
Фарисеи были поставлены в тупик, их аргументы были разбиты, но они остались при своем убеждении, при своей вражде Богу. Вот что делает злая человеческая воля – никакие аргументы поколебать ее не могут. Бывший слепец прозрел не только телесно, но и духовно. Он обрел веру. Не видя ни разу Христа, он защищает Его, твердо говорит, что Он пророк, не бежит, поджав хвост, не прогибается перед властью, чтобы признать ложь истиной, как, например, поступил по преданию бывший расслабленный, который сразу переметнулся к первосвященникам и фарисеям. Тот сразу предал своего исцелителя, предложил свои услуги Его противникам ради положения в обществе, чтобы не быть «белой вороной». Бывший слепец, который всю свою жизнь был именно что «белой вороной», совершенно ничего не боялся. Он защищал свою правду и уже проповедовал Христа. До того, как Его увидел. Потом Господь встречает своего пациента и спрашивает: веруешь ли ты в Сына Божия, на что получает ответ: верую, Господи, и поклонился.
В музее Московской духовной академии есть картина Сурикова «Исцеление слепорожденного». В этом удивительном сюжете мы видим, что человек получает не только телесное зрение, но и духовное. А что такое духовное зрение? Это возможность видения истин веры. Это вера в нашей душе. В деяниях апостолов мы читаем, как темничный страж, который заковал апостола Павла в цепи, вдруг принимает от них крещение и радуется. Прямо так и написано: возрадовался он и весь его дом, что приняли веру. Для бывшего слепца и темничного стража обретение христианской веры – это радость, счастье, изменение жизни, новый статус в собственных глазах, в очах Божиих. Им все равно, что скажут остальные люди или посмеются.
Постараемся в этом подражать нашим героям. Давайте хотя бы поймем, что так можно. Осознаем, что можно спокойно не стыдится шепотков за спиной, не боятся быть «белой вороной», если твоя совесть чиста. Итак, если твоя совесть не укоряет тебя, то какая разница кто и какие обвинения на тебя возводит. Если ты ощущаешь, что ты за правду, то какая разница кто восстает на тебя и с чем. Мы сейчас особенно подвержены влиянию других людей. Принимая решение сделать что-либо, мы часто думаем, как посмотрят на это другие. Что скажут мои сослуживцы на работе? Или как я оправдаюсь в институте перед друзьями – студентами за то, что хожу в храм? Что они скажут обо мне? Мы зачастую стыдимся своей веры перед людьми, а бывший слепец и темничный страж радовались ей. Это очень большая разница между нашим самоощущением и их. На мой взгляд, их самоощущение истинно, они ценят веру. Мы тоже получили веру, в историческом плане это произошло тысячу лет назад от Кирилла и Мефодия, память которых сегодня празднуем. Это очень радостное совпадение. Мы читаем Евангелие о событиях, произошедших две тысячи лет назад о людях, которые обрели веру и для них это была огромная радость. В историческом плане приняла крещение и приняла эту же самую веру тысячу лет назад. Память равноапостольных Кирилла и Мефодия мы сегодня празднуем.
Также сегодня день тезоименитства нашего Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, день ангела, как мы его еще называем. Мы уже десять лет находимся под его омофором. Я помню, когда он только - только стал Патриархом, то начал очень активную работу. Сейчас мы к этому привыкли и считаем это нормой жизни, но тогда это было отличием, контрастом, когда Святейший Патриарх полагал сам огромное количество трудов, проповедей, иного общения, чтобы достучаться до сердца каждого из нас. Для того, чтобы каждый из нас и наших соотечественников, приходя в храм, мог порадоваться той вере, которую Россия обрела тысячу лет назад.
Вот столько событий сегодня одновременно исполняется. Желаю, чтобы мы с вами вспомнили и ощутили на себе ту удивительную радость от обретения и сохранения веры, сквозь века и тысячелетия. Той веры, которая побеждает смерть, дарует жизнь, разрушает оковы, освящает душу, успокаивает совесть, дарует нам жизнь вечную. Радость от этого обретения веры мы сохраним в своем сердце и поделимся с ближними!
Спаси вас Христос! Благословение Божие да будет с вами! Христос Воскресе!