Проповедь о. Дмитрия Михайлюка от 8 января 2023 г.
Дорогие братья и сестры, сегодня на второй день после Рождества Христова, вслед за Божественным Младенцем мы прославляем и Его родных и близких по плоти: Иосифа обручника, Давида-царя, Его предка, и Иакова, брата Божиего.
Иосиф Обручник, он так и называется Обручником, потому что он был хранителем девства пресвятой Богородицы, а Иаков, брат Господень, не был родным братом Господа Иисуса Христа, от Иосифа и Пречистой Девы Марии. Вот в некоторых христианских конфессиях протестантских считается, что Иосиф и Дева Мария жили после рождения Бога Младенца обычной семейной жизнью - у них были там дети, мал-мала меньше. Но это не так. Даже в Евангелии, мы с вами сегодня читали, говорится: «Иосиф, встань от гонения Иродова и возьми …», не говорится жену свою, говорится «Матерь Отроча и отведи Её в Египет», для того, чтобы спастись от Ирода. И Иосиф с послушанием отнёсся к ангельскому призыву. Он не стал говорить: «Ну как же так? Это же целый Мессия! Это же Сын Божий! Это же Младенец, который рождён по благословению и от Духа Святого! Что Богу Всемогущему каких-то воинов разогнать? Что Ему стоит сохранить? Вот все будут погибать, а нас Господь сохранит!», здесь такая некая могла бы быть духовная гордыня.
Но нет, он со смирением идёт и уходит в Египет. Тяжелое путешествие было. Это не сейчас - сел на самолёт и через несколько часов там. Это недели и недели тяжелейшего и опаснейшего пути. И он ушел туда. А и Ирод уничтожил порядка 14 000 младенцев, от двух лет и ниже.
Мы знаем, что они ушли в Египет, потом мы знаем, через какое-то время, он вернул обратно Божию Матерь с Младенцем. И потом мы ничего не знаем о Нём. В 12 лет ещё они идут из паломничества в Иерусалим, когда они потеряли Господа Иисуса Христа. После этого мы ничего о Нём не знаем. Более того, в Евангелии мы ничего не знаем и о детстве Господа Иисуса Христа.
Зато есть удивительный момент в апокрифических, то есть, таких недостоверных Евангелиях, есть рассказы о том, как Господь Иисус Христос провёл Своё детство. Например, есть такой эпизод: что якобы Он лепил птичек из глины, оживлял их, и вот они летали, чирикали там всем на зависть. Почему такого не было? Потому что Господь Иисус Христос прожил полноценное детство. Он был полноценным человеком - настоящим, без всяких недостатков, без хвастовства и гордыни, без каких-либо комплексов неполноценности, которые Он должен был как-то компенсировать чем-то. Он нормальный был Сын. А потом вышел на проповедь, и все узнали, что Он не только человек, но и Бог. И все очень сильно удивлялись: как же так? И когда Он пришел в Назарет проповедовать, помните, соседи говорили: «Не Иосифа ли это сын? Не братья и сестры ли его среди нас? Откуда у него эта сила?».
Кто такие эти братья и сестры, кстати, да? Раз это не от Божией Матери? Две версии есть. Одна говорит о том, что это сыновья Иосифа от первого брака, то есть старшие, сводные, можно сказать, братья. Другие говорят, что это двоюродные братья от Марии Иаковлевой, двоюродные братья Господа Иисуса Христа. В пользу этого есть некий такой эпизод: помните, когда Господь висел на кресте, умирал, Он поручил Деву Марию не кому-то, а Иоанну Богослову, апостолу. Если бы у Него были родные братья, то они, оставаясь старшими в семье, могли бы за Божией Матерью приглядеть. В древнем мире женщина без мужчины, она, как бы, неполноценна, она требует защиты, и её обычно поручают кому-то из близких родственников мужского пола. И получается, что родных братьев у Иисуса не было, некому было поручить, и Он поручает Её своему ученику, апостолу Иоанну.
Про детство мы мало что знаем и здесь некая тайна, здесь некий урок нам. Вот помните, такой святой есть - Силуан Афонский, вы все его знаете. Когда его канонизировали, поехали всякие журналисты или люди узнать, а как он жил, что он говорил? Какие-то бытовые вещи о его жизни узнать. Приезжают в Афонский Пантелеимоновский монастырь, ищут монахов, которые его лично знали, и спрашивают: как он жил, как он ел, как он спал, как он разговаривал - что-то, чему бы научиться.
А монахи отвечают: «Да мы не знаем».
—«Ну как же?! С вами рядом такой святой был!», и слышат удивительный, гениальный ответ: «Да кто же знал, что он святой вообще? Кто же знал-то? На нём же не написано было».
Вот эта удивительная вещь, что святые люди могут быть рядом с нами, а мы их не видим, не замечаем, не хотим видеть и слышать.
И кто знает? Господь Иисус Христос, проживший обычное детство, и потом лишь показавший Свою власть, любовь и могущество Божие, не является для нас неким уроком и примером того, что кто-то из наших детей нас превзойдет. И мы можем поймать себя на том, что ругаемся, обижаемся, кричим как-то, наказываем детей, а потом раз, а кто-то из них святым станет. И нам прям стыдно будет, стыдно: как же так, я тебя ругала, наказывала, а ты вот теперь, теперь тебе молиться - как же так?
Для нас очень важно в семье сохранять мир и любовь - это очень тяжело, очень много искушений, очень много соблазнов, очень много в жизни, включая нашу леность, подталкивает нас к тому, чтобы мы не трудились, а шли по пути наиболее лёгкому. А какой путь наиболее лёгкий?
«Если ты раздражаешься, так излей свой гнев и раздражение на ближних! Если ты обижаешься - ну, обижайся, чтобы все об этом знали, как они тебя обидели. Если кто-то что-то не так делает – накричи, наори, поругайся, накажи, попинай!».
Я думаю, что многолетний опыт многих и многих родителей показывает, что это не работает, ну не работает. Но, тем не менее, ничего не меняется - мы как ругались, так и ругаемся. Почему? А потому что мы ленивые, мы не любим детей, потому что мы ругаемся не из-за любви к детям, и желание сделать их лучше, а из-за своей собственной дури и лености, и нежелании работать над своим сердцем, и нежелании молиться, может быть, за своих детей, нежелании потрудиться своей душой, своим сердцем. Не желаем, может быть, взять книжку, прочитать: а какие ещё способы, кроме скандала, есть в воспитании детей, какие еще? И если мы этого не делаем, то потом нам грех обижаться, что наши дети не просто выросли и обскакали нас в чем-то, но и не очень-то спешат нам навстречу, но и не очень-то хотят нас постаревших видеть и слышать, но и, как бы, не стремятся проводить с нами время. Мы сейчас, может быть, отбиваемся: «Вы тратите наше время», а потом они будут от нас отбиваться: «Мама, папа, не тратьте наше время, у нас много интересных дел - у нас целая жизнь. А вы, ну живите как-нибудь. Крыша есть над головой, кусок хлеба на столе, чего ещё от нас хотите?».
Вот для нас - это некий божественный урок и посыл. Во-первых, о том, что святость может скрываться в самой - самой простой жизни, в простом образе жизни. О том, что для того, чтобы достичь какого-то результата и успеха, нужно потрудиться, прежде всего, над своей душой, над своим сердцем. И лишь через преображение собственного сердца, можно преобразить сердца и души окружающих нас
людей. Включая наших не только соседей и коллег, но и собственных детей.
И ещё для нас это урок того, что и в нашей жизни есть место для чуда, сокрытого, может быть, не явного, но которое рядом с нами всегда, не только в эти святые дни Рождества, когда чудеса случаются и совершаются и без них никуда, но и любой день нашей жизни.
Как только дыхание Божественного Духа коснулось нашего сердца - весь мир преображается, очи наши отверзаются и мы видим доподлинно, какой удивительно Премудрый и Любящий нас Господь, и как удив ительно здорово Он устроил весь мир. И как может быть, с некой строгой, но всё же любовью, посылает Он нам и беды и страдания, и искушения некие для того, чтобы мы стали сильнее, для того чтобы мы закалились в огне испытаний, для того, чтобы мы стали чище и святее, и приблизились к Царству Христову.
Спаси вас Христос.
Благословение Божие, да будет с вами.
Всех с праздником, друзья!