Проповедь о. Дмитрия Михайлюка от 25.09.2022
Дорогие братья и сестры!
Сегодня в воскресный день сочетаются сразу три праздника - как воскресение Христово, так и отдание, то есть, последний день празднования дня рождения Божией Матери - Рождества Пресвятой Богородицы. И еще сегодня воскресенье перед Воздвижением.
Во вторник Всемирное Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня, когда его нашли с трудом, императрица Елена нашла, и с Патриархом они воздвигли его, как бы, подняли его вверх для того, чтобы все пришедшие туда тысячи и тысячи людей могли его увидеть. И потом люди приходили и прикладывались к Кресту, и получали Божие благословение, исцеление, и то, что они просили у Бога.
Вот три праздника, три темы в одном дне сегодня сочетались.
Сегодня мы слышали в Евангелии, как Господь говорил, что Сына Своего Он послал, не чтобы судить мир, но чтобы мир спасти.
Господь Иисус Христос по праву называется Спасителем, потому что спасает нас от греха, от дьявола, спасает нас от смерти.
Со времени Господа Иисуса Христа смерти нет. С этого времени мы её уже не боимся, страх её на нас не действует. Мужество наше подкрепляется тем, что Господь открыл нам дверь в Жизнь Вечную. Жизнь никогда нескончаема - жизнь у Бога, в Его Царстве. И здесь на земле мы каждый раз, лишь как в некой командировке - она конечна и каждый из нас об этом знает. Мы можем эту мысль гнать от себя и говорить, что: «Я хочу пожить подольше, и ещё подольше, и ещё подольше…». Понимаем, что смерть придёт, но думать о ней не желаем.
А Господь желает, чтобы мы думали не о том, сколько пожить, а думали о том, как пожить и для чего.
Сегодня у нас радость, буквально пару дней назад нам привезли икону великомученика и Победоносца Георгия. Ее написали на Афоне, в ските Аги Анна, тот малый скит в честь Пресвятой Богородицы освященный, откуда, как правило, поднимаются путешественники и паломники на высоту Афонской горы, вот оттуда нам ее привезли. Но великомученик Георгий - наш святой, его знает вся Русь и весь мир уже 1500 лет. Но прожил он жизнь очень и очень короткую. Меньше 20 лет ему было, 19-20 лет, когда он отдал свою жизнь за Христа, и при этом был воином.
Как апостолы пишут, что проповедь о Христе для эллинов - соблазн, а для язычников, греков – безумие. Потому что все желают пожить подольше, а святые люди спешили к Творцу Вселенной, спешили ко Господу Иисусу Христу, горели любовью к Нему. И для них было главным, как они поживут, и что они оставят после себя, как будет их сердце гореть любовью к Богу и к ближним? И в тоже время он воин – это второй для нас соблазн.
Ко мне сейчас обращаются: «Батюшка, какую молитву мне почитать, чтобы меня или моего сына не забрали куда-то?».
Я говорю, что нет такой молитвы. Своими словами молитесь, мол, «Господи, возьми не моего сына, а соседского» - ну, по сути, наша молитва такая.
Георгий Победоносец не таков был. Его царь Диоклетиан заметил и приблизил к себе за его мужество на поле боя. И он изображается с оружием. И мы знаем, что у нас очень много воинов святых, огромное количество святых были воинами. И древние воины, это не совсем как сейчас - кнопку нажал и ракета полетела. Это как видите: копье, меч, щит. Это когда подставляешься под удары, когда идёшь в «мясорубку», когда рискуешь своей жизнью не виртуально, а вот прямо сейчас.
И святые воины христиане сохраняли мужество и бились до победного, и не предавали, и не отступали, не бежали. И за это их мужество Господь их благословлял и другим подвигом – даровал честь пострадать за Себя, за Самого Господа Иисуса Христа; и стать не просто воинами земными, но и воинами Небесными.
И к Георгию Победоносцу мы всегда молимся, чтобы он вместе с нашим воинством, с каждым нашим солдатом стоял рядом, укреплял, помогал, защищал, оберегал, вернул бы, в конце концов, его домой целым и невредимым, и даровал бы ему победу над врагом.
Вот в сегодняшний день сочетается очень много смыслов. Вера Христова – настолько глубока и драгоценна, что если мы потрудимся отвлечься от суеты житейской и приникнуть к источнику этого удивительного богатства, то выше радости, выше интереса, выше счастья мы больше нигде не сможем найти.
Сегодня мы, молясь Богу, прославляем Его Крест святой. Когда Сам Господь пришел на смерть, зная, что Он будет убит - пошёл на это, и погиб, и отдал Свою жизнь, для того, чтобы мы с вами жили, для того, чтобы наша с вами смерть была лишь этапом жизни, для того, чтобы после нашей смерти неизбежной, не важно в 20 лет или 120 лет, смерть нас заберёт - для нас открылась вечность. И мы бы там не постыдились, не посрамились. Чтобы когда Богом будет созданы новое небо, новая земля, новый мир, чтобы мы были там чадами Божиими, с радостью, с любовью, с миром воспринимая Божие дары.
Для этого здесь нам нужно потрудиться, для этого здесь нам нужно потерпеть, нужно, может быть, и где-то поскорбеть, для того, чтобы наши с вами грехи очистить.
Все святые отцы пишут, что Господь посещает народ войной за его (народа) грехи. Очень ярко это видно на примере библейской истории: когда только евреи отступали от Бога и начинали почитать идолов, которым поклонялись соседние народы - эти же соседние народы и приходили на иудейскую землю, убивали, насиловали, грабили, уводили в плен, издевались всячески. И долгое время народ страдал, плакал, уменьшался в числе в разы. А потом возникал судья, такой вот пророк Божий, который с проповедью покаяния, шел по земле, люди каялись - и Бог даровал им победу. Они опять отвоевывали землю, и опять на 10, 20, 30 лет они могли жить. Пока не забывали любовь Божию, пока не забывали ужас войны, и опять не начинали предавать Христа, плевать на Его заповеди, отказываться от Него, служить другим народам, преклонятся перед ним. И тогда Господь эти же соседние народы посылал на иудеев, чтобы они научились немножко богопочитанию.
Мы с вами, если посмотрим вокруг себя, а самое главное в наше сердце - увидим огромное число страстей, грехов и пороков, с которыми мы живем. Наше общество гнило и парализовано изнутри. Полгода льется кровь сейчас. Десятки тысяч погибших и огромное количество раненых. Где люди в храмах? Где молитва к Богу, вопиющая: «Господи, спаси нас! Господи, отведи гнев Свой от нас!». Почему храмы полупустые?
Вот в ВОВ, когда наша страна была на грани выживания, храмы были переполнены везде, люди не могли поместиться туда, стояли на 100 метров вокруг. Потому что они хотели жить. А мы не хотим. Мы можем писать в интернете, в чатах, в вотсапах, где угодно, что мы против войны, или что мы за нашу победу, и что мы против зла, что мы за добро, за все хорошее; можем сердцем болеть за то, что сейчас происходит, но это будет пустая болезнь - это будет как у Иуды.
Помните? Он же раскаялся в том, что предал Христа.
Помогло это ему?
Нет, он пошёл повеситься. Потому что между раскаянием и покаянием - пропасть. Мы можем сожалеть о грехе, но не исправлять его, потому что лежим и ничего не делаем. Вот после раскаяния нужно волевое усилие, сделать шаг в покаянии, в исправлении, принесению добра или хотя бы попросить у Бога помощи. В Его храме, с Его таинствами, прийти к Его любви, принести свои слёзы покаяния, принести свое исправление жизни, и попросить Его.
Помните, когда явление Троицы было Аврааму? И Господь, видя трех Ангелов, как бы Ангелы шли в Содом и Гоморру, чтобы сжечь их огнем. А Авраам переживал за своего племянника Лота, и говорил: «А если там будет 40 праведников в городе, Ты пощадишь этот город? Не будешь его стирать с лица земли?».
И Ангел отвечает ему: «Да, пощажу» - «А если 30 будет?»
- « И если 30 - пощажу»
- «А если 20?»
- «И если 20»
- «А если 10?»…
Он пытается уменьшить, торгуется, хочет Лота спасти как-то. Потому что Господь сказал: «Зло увеличилось – Я сотру это зло с лица земли!». Мы знаем, что там было, то, что сейчас везде пропагандируется, то, что сейчас везде, в Европе и в Америке: если ты этого не придерживаешься, возражаешь, то тебя вплоть до тюрьмы могут посадить. Вот Содом и Гоморра такие были, как сейчас Запад, Западная Европа, Америка.
Так вот сейчас Господь говорит: «Сотру с лица земли эту цивилизацию извращенцев и разбойников!». А Авраам торгуется: «Сколько нужно праведников, чтобы Ты и всех остальных не погубил?». Но даже и 10 не нашлось. А Лота Он спас, просто выведя из города, и огонь с неба упал на два города человеческих, и там сейчас мёртвое море, там даже рыбы не живут - насколько Господь гнушается этим грехом. Аврам торгуется, хоть 10 праведников было бы. Хоть 10% населения стояло бы в храме на молитве, Господь не только помиловал бы нас, но и дал бы радость и успех, и довольство, и счастье, и мир. И не только у нас, но и со всеми нашими соседями, друзьями, партнёрами - кем только не даст мир и благоденствия.
Вот пока что в храме - дай Бог каждый сотый, а то и каждый тысячный. Сейчас если хотя бы каждый десятый от всего сердца попросит Бога о спасении, изменит свою жизнь, то Господь переменит Свой суд и о нашем народе. Но пока что, в окопах по обе стороны линии фронта, матерятся одинаково, и женам изменяют одинаково, и аборты делают одинаково. Донецк, например, до 2014 года на Украине, там самый высокий показатель абортов был. Детская кровь там рекой лилась. А сейчас там льется взрослая кровь, тоже рекой. И мы не будем судить, что вот там кому-то поделом, нет, мы сострадаем, мы сопереживаем, мы молимся за них. Кто-то там уже защищает их с оружием в руках, кто-то из нас волонтеров как-то помогает продуктами, медикаментами, ещё как-то, даже детскими письмами с поддержкой.
Но мы с вами должны урок извлечь, что если мы сами руки в крови обагрянем, то и меч Божиего правосудия - тоже на нас придет.
Постараемся своей жизнью заповеди Божие исполнять, своей жизни хранить чистоту, чистоту помыслов, чистоту нашей совести.
Окружающих ближних видя, может быть, грех, преступления – не осуждать, не обвинять, а сожалеть о них, жалеть их, и молиться за них. Своим примером помогая им исправляться. И тогда Господь нас помилует, и Божия Матерь нас обнимет, а Георгию Победоносцу будет за нас не стыдно молиться перед престолом Божиим.
Спаси вас Христос.
Благословение Божие да будет с вами.
Всех с праздником.