Следовать за Христом или бежать?
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, сегодня в Евангелии мы слышали, что Господь не всех идущих за Ним благословляет. Господь говорит, что если мы желаем за Ним идти, то мы должны соблюсти некие условия, без которых мы не можем называться Его учениками, не можем называться христианами.
Он говорит: «Кто следует за Мной, пусть отвержется себя, и возьмёт крест свой, и только так идёт за Мной». И потом поясняет: «Потому что если кто желает душу свою, жизнь свою сберечь, тот ее потеряет». Т.е. отвержется себя, и кто готов не беречь свою жизнь, но жертвует ею ради креста и Евангелия, тот приобретёт ее. Вот это удивительная вещь, которая очень подходит к нашему времени. Господь посылает нам крест, крест служения, крест терпения, крест потери близких, крест, когда мы можем сами своим подвигом стяжать славу Отца Небесного. И кто-то может принять его, а кто-то отказаться. Кто-то, может быть, и со страхом, и трепетом, но с надеждой на помощь Божию, идёт вперёд, а кто-то трусливо, поджав хвост, бежит. И такой человек имеет право так поступать? Имеет, конечно. Но называть себя после этого крестоносителем, христианином, будучи бегущим от креста - не может.
Помните, как апостол Пётр уже в старости своей узнал, что его хотят схватить и казнить, говорит: “Пойду на смерть“. Но ученики говорят: «Куда мы без тебя? Давай скройся, спрячься, беги, а потом гонения пройдут, и ты придёшь и опять будешь нас наставлять». И он согласился, дал себя уговорить и уступил. И вот когда он идёт как бы из Рима, и навстречу ему Господь, и говорит ему: «Камо грядеши, Пётр?». И Пётр Его спрашивает: “Господи, куда Ты идёшь?”. А Господь говорит: “Я в Рим распяться второй раз. Ты- то бежишь».
Когда в жизни человека наступают сложные времена – это обнажает сердцевину его сердца. Он мог быть хорошим и замечательным, но как только его коснись, наружу вылезают гнев и трусость, малодушие и предательство, подлость и лицемерие, обман, и всё, что только не лезет. И наоборот, человек может быть незаметный, человек может быть невыдающийся, но в тяжелой ситуации - не предает, мужественно идёт вперёд, и с Богом одерживает победу. Для нас сейчас время, когда мы должны определиться: мы со Христом или же мы бежим от Него?
Есть такая притча, где говорится, что если человек отказывается от креста, Господь ему дает два. Невозможно, если желаем Царствия Божия, обойтись без скорбей и испытаний. Каковы они будут? Мы не знаем. Господь знает в случае каждого из нас индивидуально, и каждому даёт тот крест, который вырос на почве сердца самого человека.
Кто-то идёт на войну и приходит назад без единой царапины. А кто-то никуда не идёт и погибает и умирает здесь, не выходя из дома, или выйдя из дома и попав под машину, или остановилось сердце, и прочее. Буквально за прошедшие два года, мы с вами похоронили много наших родных, близких, прихожан нашего храма. Далеко не все из них были старички. Никакая пуля не летела, понимаете, никакая бомба не бомбила, мы хоронили людей в 30, 40, 50 лет, ещё молодых и живых, и энергичных. И наоборот, мы встречаем тех, которые прошли самое тяжелое время боевых действий, которые чудом выжили, но они выжили, и пришли, и многие без единой царапины. А почему так? Потому что Господь знает ту меру скорби и ту меру подвигов, которую каждый из нас может и должен совершить для своего собственного душевного спасения, для того, чтобы идти по дороге в Царство Божье, чтобы стать святым.
Мы молимся на святых, мы смотрим на их иконы, мы говорим, что вот святой такой-то или святой сякой-то, помогай мне. Надо жить так, чтобы этому святому, глядя на нас, не было стыдно, чтобы он не отворачивался и не говорил: «Тебе ?!..». И и скорбно бы замолчал. Вот чтобы такого не было, каждый из нас должен нести крест. Какой? Крест терпения скорбей и крест творения добра. Если Бог видит, что добра, которое мы творим, служения, которое мы отдаем, не хватает для нашего спасения, Он нам накладывает крест терпения и скорбей. Хотим уменьшить скорби – творим больше добра. Не хватает у нас сил и времени молиться, прощать, творить добро, помогать кому-то, Господь найдёт нам время на терпение болезни. И вдруг мы находим время и на врачей, и на больницу, и на лекарства находим время. Потом выздоравливаем, и опять у нас нет времени ни в храм сходить, ни доброе дело сделать, ни Богу помолиться. И Господь смотрит, смотрит, смотрит, человек не научается, и опять ему болезнь, или скорбь, или разорение какое-то. Зачем? Чтобы душа человека очистилась, чтобы дух человека соединился с Духом Божиим, чтобы со смелостью пошёл вперёд, а не с трусостью забился куда-то.
Я с детства помню сказку про премудрого пескаря, который всю жизнь боялся и забился в норку. Чем закончилось? Щука съела. То есть, чего боялся - то и произошло. Но жизни у него не было.
Мы, когда позволяем страху, трусости, малодушию, или каким-то страстям: гневу, злобе, предательству, коварству возобладать, казалось бы, ради нашей выгоды, ради того, чтобы нам было здесь и сейчас хорошо, чтобы не служить ближним, чтобы не потерпеть никакого урона, то мы же, прежде всего, и потерпим. Но это уже будет не в награду, а в наказание, не путь к Царству Небесному, а спуск в погибель адскую.
Тем из нас с вами, кто провожает сейчас родных, близких, что нам делать? Две вещи. Первая, горячо молиться за них. И я вижу, пусть с трудом, со скрипом, постепенно, но количество людей в храмах, чуть-чуть, но увеличивается. Слишком недостаточен этот рост людей молящихся, для того, что бы Господь взял и избавил нас от беды. Слишком недостаточен. Потому что, даже если бы жильцы одного дома, соседнего, пришли бы помолиться, вот так вот, чтобы Господь избавил нашу Родину или их хотя бы одних от беды, то храм бы наш не вместил, и даже двор нашего храма не вместил бы такого количества людей. Но их нет, почему? Они не считают нужным попросить Бога о спасении. Может быть, они не нуждаются в Нём, может быть у них всё хорошо, может быть они, как бы, замечательно себя чувствуют во время, фактически, военных действий, а может быть, нет? Скорее всего, их недовольство прорывается не через молитву, не через добрые дела, которые можно делать, а через уныние, раздражение, озлобленность, осуждение. Потому что человек читает новости - производит труд, он их анализирует - это труд, он пишет комментарии злобные, хулительнные всяческие - это тоже труд. И он этим позанимался, выдохнул, сил у него больше нет, а ничего не сделал, в пустоту все ушло, пользы никакой и никому не принёс.
Вот потому что второе дело, кроме молитвы, которую мы сейчас с вами можем делать - это творить добро. Какое добро? Совершенно всё равно. Это может быть как помощь нашим мобилизованным, те, кто поехали, чего у них не хватает? Спальников, носилок, термосов каких-то, тёплого белья, сапог каких-нибудь хороших, рукавиц, носков тёплых. Много можно кричать и возмущаться, что: « у нас есть государство, есть министерство, у которых там «миллиарды», у них там все есть, они обязаны, они должны!». Опять, обратите внимание, «они должны», «они обязаны», а я? Господь дает возможность мне поучаствовать! Есть нужда, и я могу поучаствовать, хоть в мелочи, носки тёплые связать, отправить. Как было раньше в Великую Отечественную Войну? Тыл работал на фронт. Женщины и дети даже вязали, шили что-то и отправляли на фронт, не своему мужу, потому что они не знали, где он раскинут по фронтам, а кому-нибудь, надеясь, что кто-то другой сделает то же самое, и это до их родных, близких, мужей, отцов, сыновей дойдёт. Потому что, творя добро, нужно пускать его в мир, не только для своих, но и вообще для всех. Можно просто потерпеть обиду, простить зло, совершенное вокруг нас, не отомстить – и это уже будет добрым делом. Можно помочь любому нуждающемуся рядом с собой – это уже будет доброе дело. В этом мире, где все больше и больше зла, которое сгущается как тьма вокруг нас, крайне важно, чтобы мы с вами были источниками света, добра, любви и добрых дел.
Прошу всех нас с вами горячо молиться за то, чтобы Господь избавил каждого человека, и всех нас от скорби, зла, болезни, войны, нашествия иноплеменников, междоусобной брани.
Но если надо послужить Богу и Родине, и людям, и соседям, и родным, и близким, и если, может быть, Господь, как в молитве мы читаем, если Господь кому-то ссудил и голову сложить, то это тот подвиг, который делает нас святыми, подвиг, который делает нас просто людьми, который возвышает нас от животных, который возводит нас на пьедестал сынов и чад Божиих.
Спаси вас Христос.
Благословение Божие да будет с вами.
Проповедь о. Дмитрия Михайлюка от 2 октября 2022 г.