Проповедь от 6.11.2022 о. Дмитрия Михайлюка
Дорогие братья и сестры! Сегодня мы слышали очень известную притчу Господа Иисуса Христа о богаче и Лазаре. Как некий богач жил и радовался жизнью, и у ворот его дома лежал некто Лазарь, нищий, бомж, можно сказать. Лежал голодный, холодный и желал бы, может быть, покушать, хотя бы крохи со стола богача, но никто ему не давал, лишь собаки приходили и лизали его струпы. И потом умирает богач, умирает Лазарь – Лазарь идёт на лоно Авраама, а богач идёт в ад. Жутко там страдает, видит Лазаря и просит Аврама: «Отче Аврааме! Пошли ко мне Лазаря, чтобы он палец омочил в воде и мне хотя бы язык чуть-чуть, каплей прохладил, потому что очень я страдаю». И мы помним, что Авраам запрещает, говорит: «Нет, между нами и вами – пропасть. Не можем - не мы к вам, не вы к нам. Но и ты в своей жизни радость и счастье уже получил, вспомни, Бог тебя ничем не обделил, а Лазарь там страдал. Здесь вы поменялись - он утешается, а ты страдаешь». Вот этот момент интересный очень, да? Лазарь лежит при входе в дом богача. Видел он его или нет? Я думаю, видел, но не замечал и не желал чем-то помочь. Мог он? Да для него кусок хлеба дать, что он, разорился бы? Нет. Жалко ему было? Да и не жалко, но «а зачем»? Ему было все равно. Его сердце не болело о чужой беде, о чужой боли. И может быть, он даже, как многие иудеи того времени, оправдывал себя промыслом Божиим: «Если Господь ссудил мне быть богатым, а ему нищим, кто я такой, чтобы вмешиваться в пути Божии?» - так же тоже можно сказать, да? «А зачем? Господь благословил. Я молодец, у меня все есть - Бог меня любит. А этого Лазаря нет. И почему я должен вмешиваться в суды Божии?». Но смерть и суд Божий - ставят все на свои места, совсем все по-другому. Когда мы с вами приходим исповедоваться, говорим, что, мол, я то сделал не так и это сделал не так, вот это, да? И как некое перечисление каких-то своих поступков, за которые нам стыдно, неблаговидно. А за что Бог осудил богача? Ведь ничего совершенно не сказано, о том, как он приобрёл свое богатство. Да, может быть, он заработал его, тяжким трудом, смекалкой, умом, каким-то подходом своим – может, тоже потрудился и заработал? И сейчас сидит, как бы «систему наладил», и снимает сливк», да? Как сейчас говорят, что такое бизнес: ты систему наладь и снимай сливки, а сам живи на Мальдивах, ничего не делай, ешь, пей, веселись. Вот так же и жил богач, и не переживал ни о чем. Но Господь будет нас судить не за то, что мы делаем, возможно, что-то не то, а в первую очередь за то, что мы не сделали то, что могли бы сделать. И обратите внимание, если вы в школе открывали, например, учебник «о светской этике», там есть такое золотое правило нравственности, и мы его слышим в устах там конфуцианцев, буддистов - и оно одно и то же: «не делай другому того, чего не желаешь себе». Правильно? Вот в учебнике прям так и написано. И говорят: «Да и в Евангелии так же». А нет. А в Евангелии по-другому. Похоже, но акцент другой. В Евангелии Господь говорит: «Делай!», - там говорят - «Не делай», а Он говорит - «Делай другому то, что желаешь, чтобы делали тебе». Вот как желаешь, чтобы к тебе отнеслись люди - так и ты к ним относись. Если ты хочешь, чтобы к тебе относились равнодушно, чтобы на тебя всем было все равно, чтобы тебе никто не помогал, чтобы тебя никто не утешал - и ты также поступай: никого не трогай; живи, как живётся; не лезь в чужую душу; не помогай, когда не просят. Мы Христом призваны делать, а не «не делать». Я могу: «Никого не убил, не зарезал, не своровал – бери меня в рай». А Господь скажет: « За что? За то, что ты ничего не сделал?». Вот богач ничего не сделал ради любви. А Лазарь – это отдельный вопрос: «А что сделал Лазарь?». Мы вообще не знаем. Почему он нищий? Может он в карты проигрался, в кости где-то, чего-то? - ничего не говорится. Значит не это важно. Имя Лазаря, ну вот такой, уже наш европейский вариант - Лазарь, а по-еврейски Елеазар, означает «Бог помогает». Когда Господь обращался к людям и называл человека Лазарем, они все понимали. Что это человек, который надеялся на помощь Божию, которому некому было помочь, и лишь Господь выступал его Помощником и Защитником. Что он ни в ком и ни в чем не видел своей надежды, отрады, утешение и помощи, кроме как в самом Боге - и Бог его не посрамил. Вот для нас с вами - это очень хороший урок. Во-первых: надежда на Бога, а не на деяния людей. Может быть, для него тоже был урок, почему он лежал у врат этого богача? Может быть, он надеялся, что Господь через него пошлет ему что-то? Что богач станет теми руками, которыми Бог может ему что-то подать? Но богач отказался, сказал: «не моё дело». И может быть, это был последний такой жизненный урок, и этот Елеазар – Лазарь, до конца утвердился в надежде лишь на Бога, видя что, на людей надеяться бесполезно, и лишь Господь с ним. И был взят ко Господу. Вот постараемся в своей жизни поступать не как богач, но как Лазарь, в двух вещах: Во-первых, в надежде только на Бога. Когда мы для себя не ищем помощи, не требуем поддержки у людей, а просим её у Бога. А во вторых, сами не пребываем в некоем «ничегонеделании», и радуемся тому, что мы не сделали то, не сделали это и приходим и говорим: «Ну а чего? Вот я каюсь в том, что я сделал плохое, и радуюсь за то, что я чего-то не сделал злого». -А что ты сделал доброго? -Ничего. А надо было? Так вот, надо, дорогие братья и сестры, надо стремиться, смотреть, искать каждый день, ставить себе задачи: что доброго я принесу в мир? Кому от меня станет лучше? Кому от меня станет радостнее? Чье сердце я успокою? Чью нужду я покрою? Чью боль я исцелю? Кому я хотя бы посочувствую? И Господь пошлёт вам этих людей, по вашим молитвам. И каждый раз - это будет кто-то или что-то другое. Главное иметь стремление, иметь очи открытые. Не проходить, как богач мимо Лазаря, даже: «ну подумаешь там чего-то», да? Я повторяю, ему не тяжело было, богачу, но «зачем»? Ему было все равно. Постараемся жить так, чтобы нам было не все равно. Я знаю, вы так и живёте, но нет предела совершенства. Спаси вас Христос. Благословение Божие, да будет с вами.